Подготовил Евгений Фроленко 29 апреля, 2014
Пока во многих областях Украины не спеша готовятся к внеочередным выборам президента киевщины, в Донецкой области представители Донецкой Народной Республики активно готовят местный референдум, призванный определить волеизъявление его жителей. В том, что он пройдет, у них нет никаких сомнений.
Эта подготовка идет и на территории нашего города и района. Уже традицией стали еженедельные митинги по субботам напротив исполкома, проводящиеся приверженцами ДНР. Агитационный этап набирает размах в своей деятельности и коснулся уже практически всей территории Краснолиманщины. Как сообщили в координационном штабе ДНР в Красном Лимане, на протяжении последних недель рабочая группа по подготовке к референдуму побывала почти в каждом населенном пункте нашего района, где состоялись народные сходы. На каждом таком собрании активисты провели разъяснительные беседы с жителями и сельским руководством, объяснили причины и цели проведения будущего референдума. А в настоящее время активно формируются избирательные комиссии на местах и определяются размеры территориальных участков, которых, возможно, будет меньше, чем обычно.
Но, между тем, для многих краснолиманцев по-прежнему остаются непонятными многие аспекты приближающегося народного референдума. И чем ближе подходит день референдума, тем громче слышны вопросы, связанные с ним. Поэтому мы собрали наиболее важные из этих вопросов и нашли на них ответы. Итак, давайте разбираться.
1). Как звучит вопрос референдума?
Единственный вопрос, который будет на референдуме, звучит так:
Поддерживаете ли Вы Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики? Ответ (ДА/НЕТ)
2). Является ли референдум законным?
Как утверждается в официальных документах Совета представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой Народной Республики, 5 и 6 апреля 2014 года Координационный Народный Совет Донецкой области обратился через средства массовой информации и депутатов областного Совета с предложением к руководителям Донецкого областного Совета. В этом предложении говорилось о созыве внеочередной сессии на 12 часов 7 апреля 2014 г. для рассмотрения проектов документов о статусе Донецкой области. Но на эту сессию прибыло лишь три депутата, и она не состоялась. Таким образом, депутаты отказались выполнять свои обязанности, поэтому, учитывая волю избирателей Донецкой области, в сессионном зале Донецкого областного Совета зарегистрировались и приступили к работе представители территориальных громад Донецкой области, взявшие на себя обязанность выполнить волю избирателей Донецкой области.
Первыми документами нового областного Совета стали «Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики» и «Декларация о суверенитете Донецкой Народной Республики». Эти документы, а также «Временное положение о местном референдуме в Донецкой области» стали основанием для проведения народного референдума 11 мая.
Однако, кроме документов, принятых новым Советом, референдум имеет правовую основу и согласно законам Украины, а именно положениям статей 38, 69 Конституции Украины и статьи 7 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», в которых закрепляется право граждан Украины на участие в референдуме. Также организаторы будущего референдума ссылаются на общепризнанные принципы и нормы международного права.
3). Как организовывается и оплачивается референдум, обеспечивается его проведение и охрана порядка?
В Донецкой области существует около 60 административно-территориальных единиц, в которых есть постоянные территориальные комиссии по выборам в местные органы. В настоящее время значительная часть их уже перерегистрировалась как комиссии по проведению референдума.
Как следует из «Временного положения о местном референдуме в Донецкой области», органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в реализации их полномочий: предоставлять им необходимые помещения, обеспечивать их охрану, а также охрану бюллетеней для голосования и другой документации референдума, предоставлять транспортные средства, средства связи, оборудование, инвентарь и оргтехнику, которые подлежат возврату после прекращения полномочий комиссий.
Охрану правопорядка в день голосования осуществляют работники правоохранительных органов и добровольных формирований по охране общественного порядка, оставаясь при этом за пределами помещения для голосования.
В том случае, если местные власти будут препятствовать проведению референдума обычным порядком, предусмотрены переносные пункты голосования в виде палаток с избирательными урнами.
Финансирование организации и проведения референдума осуществляется за счет средств, собранных в качестве добровольных пожертвований на данные цели от общественных организаций и отдельных физических лиц. Как было заявлено в Совете ДНР, необходимая сумма на проведение референдума уже имеется, а бюллетени уже поступили в печать. Всего будет напечатано 3 миллиона 200 тысяч бюллетеней. Также планируется напечатать персональные приглашения на референдум, в тексте которых должны быть обозначены главные цели создания ДНР.
4). Кто может принять участие в голосовании и на каких основаниях?
В референдуме вправе участвовать граждане Украины, достигшие на день голосования на референдуме возраста 18 лет и зарегистрированные на территории Донецкой области.
Граждане участвуют в референдуме независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, вероисповедания и отношения к религии, политических взглядов и мировоззрения, а также от других обстоятельств.
Документами, удостоверяющими личность гражданина, участвующего в референдуме, и его гражданство, являются паспорт гражданина Украины.
5). Как узнать, есть ли я в списках избирателей?
Избирательные участки для проведения референдума образуются не позднее, чем за 3 дня до дня голосования. Членом избирательной комиссии может быть гражданин Украины, достигший возраста 18 лет и зарегистрированный на территории Донецкой области.
На следующий день после получения списков участников референдума участковая комиссия предоставляет их для общего ознакомления в помещении участковой комиссии. Участники референдума вправе ознакомиться с этими списками и проверить правильность внесенных в них сведений. Каждый участник референдума вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об уточнении этих списков, в том числе о включении или исключении из списка себя лично. Причем вопросы, касающиеся внесения изменений в список участников референдума, могут быть рассмотрены также и в день голосования.
В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, повлекших за собой невозможность заблаговременной подготовки и передачи на отдельные участки списков участников референдума, они составляются в день голосования такой участковой комиссией самостоятельно, а избиратели, прибывшие в день голосования на такие участки, включаются в списки избирателей участковой комиссией по предъявлении паспорта гражданина Украины. Т. е., фактически, если вы не нашли себя в списках избирателей, достаточно предъявить паспорт с пропиской, подтверждающей ваше право голосовать на этом участке, и вы можете получить бюллетень.
6). Как правильно заполнить бюллетень?
Перед началом голосования избирательные урны опечатываются членами участковой комиссии. Голосование проводится с восьми до двадцати двух часов без перерыва.
В бюллетене для голосования участник референдума отмечает любым знаком в квадрате тот вариант ответа, за который он голосует.
Если при заполнении бюллетеня для голосования участник референдума допустил ошибку, он вправе безотлагательно обратиться к члену участковой комиссии, который выдал ему бюллетень, с письменным заявлением о выдаче ему другого бюллетеня и получить его.
Бюллетень считается недействительным, если в нем оставлены неотмеченными или отмечены оба варианта ответа.
7). И, наконец, главный вопрос – как определяются результаты голосования?
Вопрос, вынесенный на референдум, считается одобренным (утвержденным), если в поддержку вопроса проголосовало более половины голосов участников референдума, принявших участие в голосовании.
Результаты референдума являются окончательными, не требуют утверждения или одобрения любыми органами власти и являются обязательными для выполнения гражданами Украины и соответствующими органами государственной власти Украины.
|