Молодёжная аналитическая группа , «планета КОБ» – inance.ru
29.08.2015 08:16
Рабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца… (БЭС)
23 августа отмечался Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации.
Эта дата была выбрана Генеральной конференцией ЮНЕСКО в память о знаменитой Гаитянской революции — крупном восстании рабов на острове Санто-Доминго в ночь с 22 на 23 августа 1791 года, приведшем впоследствии к появлению Гаити — первого в мире государства под управлением освобожденных рабов и первой независимой страны в Латинской Америке.
Считается, что до того, как работорговля в XIX веке была официально запрещена, в разное время с Африканского континента только в североамериканские колонии Великобритании было вывезено с целью обращения в рабство не менее 14 миллионов африканцев. Миллионы африканцев поставлялись в испанские, португальские, французские, голландские колонии. Они положили начало чернокожему населению Нового света, которое сегодня особенно многочисленно в Бразилии, США и на островах Карибского бассейна.
Однако эти колоссальные цифры касаются только весьма ограниченного по времени и географии периода трансатлантической работорговли XVI—XIX вв., осуществлявшейся португальскими, испанскими, французскими, английскими, американскими, голландскими работорговцами. Подлинные же масштабы работорговли в мире за всю его историю не поддаются точному исчислению.
Что такое рабство?
Положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности,
— так определяет рабство конвенция «О рабстве», принятая Лигой наций в 1926 году.
К этому определению трудно что-то добавить: действительно, рабство — это собственность на человека, которого при этом можно купить, продать, подарить, а если ненароком убьёшь или покалечишь — никто с тебя за это не спросит (никто ведь не наказывает человека за то, что он сломал свою собственную мотыгу или повредил ногу своей лошади), разве что придётся выплатить компенсацию, если раб был чужой…
Конвенция «О рабстве» принятая Лигой Наций в 1926 году ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:
- под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности;
- под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.
Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.
В 4-м пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Работорговля — продажа и покупка людей в рабство. Наиболее массовым проявлением работорговли в истории был вывоз рабов из Африки. В связи с этим наиболее распространён образ чернокожего раба.
Однако работорговля непосредственно не связана с расовой принадлежностью рабов. С развитием общественной морали работорговля трансформировалась из привилегии в преступление, утратила массовый характер, но, тем не менее, не исчезла полностью.
Наёмное или зарплатное рабство — в терминологии критиков капитализма (социалистов, коммунистов, анархистов), свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, подчиняя себя диктату либо власти, либо работодателя с тем, чтобы выжить.
При этом проводится параллель между древним рабством и положением рабочего (служащего) при капитализме: утверждается, что фактически у последнего нет иного выбора, кроме как работать за зарплату. Возможность выбора, которую предоставляет человеку капиталистическая система, иллюзорна. Ноам Хомский (американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик) утверждает, что в современных демократических обществах демократический элемент распространяется в лучшем случае только на политическую систему. Экономическая система, по его мнению, по-прежнему основана на диктате власть имущих, при котором большинству индивидов отводится роль второстепенных средств производства.
С точки зрения критиков капиталистической системы, наёмное рабство превращает человека в специфическую форму товара (на рынке труда), лишает его свободного времени, необходимого для полноценного развития, пагубно сказывается на здоровье.
География рабства. Крепостное право на Руси
На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим, в Древнем Китае понятие «си», эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э.
Трансатлантическая работорговля начала свою историю в середине XV века, с началом эпохи Великих географических открытий. Причём официально санкционировал её никто иной как Папа Римский Николай V, выпустивший в 1452 году специальную буллу, разрешавшую Португалии захват земель на Африканском континенте и продажу чернокожих африканцев в рабство.
Таким образом, свою руку к развитию работорговли приложила, в том числе, и католическая церковь, покровительствовавшая тогдашним морским державам — Испании и Португалии, считавшимися оплотом папского престола. На первом этапе трансатлантической работорговли именно португальцам было суждено играть в ней ключевую роль. Это было связано с тем, что именно португальцы раньше всех европейских государств начали планомерное освоение Африканского континента.
До середины XVII века Африканский континент, в особенности его западное побережье, находились в спектре интересов португальской короны на вторичных позициях. В XV—XVI вв. своей основной задачей португальские монархи считали поиск морского пути в Индию, а затем обеспечение безопасности португальских фортов в Индии, Восточной Африке и морского пути из Индии в Португалию.
Позже, по мере развития европейской колонизации Африканского континента с одной стороны, и Нового света с другой, в процесс трансатлантической работорговли включились Испания, Нидерланды, Англия, Франция. Каждое из этих государств имело колонии в Новом свете и африканские фактории, откуда осуществлялся вывоз рабов. Именно на использовании рабского труда на протяжении нескольких столетий фактически основывалась вся экономика «обеих Америк». Получался своеобразный «треугольник работорговли». С западноафриканского побережья в Америку поступали рабы, с помощью труда которых на плантациях выращивали сельскохозяйственные культуры, на рудниках получали полезные ископаемые, затем экспортируемые в Европу. Такая ситуация сохранялась в целом до рубежа XVIII—XIX веков, несмотря на многочисленные протесты сторонников отмены рабовладения, вдохновленных идеями французских гуманистов или сектантов-квакеров.
Начало конца «треугольника» было положено как раз событиями ночи 22—23 августа 1791 года в колонии Санто-Доминго. В Российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт.
Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и по умолчанию совпадает определением раба.
В период раннего Средневековья (а это без малого полтысячи лет) на значительной территории Европы в сельском хозяйстве использовался труд свободного земледельца. В Северной Европе (Дания, Швеция, Норвегия) было много свободных крестьян‑собственников земли. Лишь в конце XV — начале XVI вв. там начинается насильственное превращение крестьян-собственников во временных арендаторов. Позднее появилось крепостное право и в ряде других европейских стран.
В их числе — Россия. Лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное уложение 1649 года установило бессрочное прикрепление крестьянина к земле. Однако при этом владелец поместья не мог посягать на жизнь крестьянина, лишать его земельного участка. Хотя Соборное установление уже разрешало передачу крестьянина от одного владельца к другому, но лишь при условии, что он будет «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом.
По настоящему крепостное закабаление крестьян в России происходило в XVIII веке, когда оно стало действительно напоминать рабство. Например, в 1747 году помещику было предоставлено право продавать своих крестьян в рекруты любому лицу. В 1760 году помещик получил право ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1765 году — не только в Сибирь, но и на каторжные работы. В 1767 году крестьянам было запрещено подавать жалобы (челобитные) на своих помещиков.
Таким образом, крестьяне были действительно превращены в «живое имущество». Это было уже близко к настоящему рабству. Такое порабощение произошло после того, как Петр I прорубил «окно в Европу».
А Европа (и особенно Англия) на полных парах уже двигалась к капитализму, развивались товарно‑денежные отношения. Англия произвела «зачистку» земель от крестьян, превратила эти земли в пастбища и активно стала закупать зерно на мировом рынке. В том числе — в России. Помещики стали получать деньги от вывоза зерна, у них всё больше разгорался «аппетит» на деньги и роскошную жизнь, а «аппетит» можно было удовлетворить только за счет усиления эксплуатации крестьян. Это и явилось причиной того, что крепостничество в России стало расцветать пышным цветом лишь тогда, когда в Европе стал расцветать пышным цветом капитализм.
В краткой истории финансовой системы России[1] мы писали, что Романовы, прорубив «окно в Европу», воспользовались разницей в цене золота, которое в Европе к тому времени уже подешевело — там завершалась «революция цен». А у нас — всё было только впереди. Такое положение обеспечило хорошую экономическую базу для проекта «Просвещение (европеизация) неотёсанной России», который имел далекоидущие последствия.
Известно, что среди зодчих (какое слово интересное-то) Санкт-Петербурга было много масонов, об этом мы писали в статье[2] и Россия, с момента прихода к власти Петра I, активно преображалась при посильном участии масонской братии ( inance.ru – "Политические силы России: роль масонства" (15.08.2015 10:03)) . Однако, в то же саме время на другом конце Земли, также разворачивался проект под чутким надзором Братьев — это строительство государства нового типа — США.
Объявление о продаже рабов. США, XIX в.
И есть мнение, что когда-то было решено запустить два параллельных проекта, для того, чтобы один из них стал в будущем мировым гегемоном, через который можно было бы проводить свою закулисную, и не очень, политику. Один проект запустили на территории, которую предварительно «зачистили» от местного населения или согнали в резервации, а саму территорию заселили разношёрстным народом из разных концов Земли.
А второй проект решили запустить, не вырезая «местных», а приспосабливая их положение к своим нуждам — чему подтверждением — вся история ужесточения нашего крепостничества. И, если бы проект удался, то на месте США, вполне могла бы быть Российская Империя, а весь букет «родимых пятен» криптоколониализма[3] достался бы нам. Однако, всё получилось, как говорил в своё время В.О. Ключевский:
Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.
Ключевский очень точно описал алгоритмику взаимоотношений Русского духа и любой новой идеи, что приходит на Русь: так было и после принятия христианства, и после воцарения Петра I, и после отречения последнего царя и после развала СССР. Об этом мы писали в цикле статей «Смута на Руси»[4] , а именно — в третьей части, где описан полный цикл развития Смуты и переключатель алгоритмики психики населения).
О картине Репина «Бурлаки» читайте статью «Бурлаки — предвестники революции?»[5]
Надо сказать, что даже в эпоху расцвета крепостничества в России далеко не все крестьяне находились в крепостной зависимости от помещиков. Крепостное право не получило распространения на значительной части территории Российской империи: на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную часть сельского населения составляли черносотенные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях. Также свободные крестьяне существовали наряду с крепостными и в других странах Европы. Например, в скандинавских странах во все века существовали так называемые «бонды» — свободные крестьяне (хотя они не всегда имели собственную землю, подвергаясь эксплуатации со стороны крупных землевладельцев или государства).
Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в.
Теперь, после того как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара.
Распространённость рабства на начало XXI века
В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании.
Фрагмент памятника рабству. Стоунтаун, Танзания. Фото: Eric Lafforgue
Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон — обычай. По отношению же к «оцивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labor).
Считается, что человек принуждается к труду, если в его отношении выполняются три условия:
- его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения;
- он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию;
- за свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.
Не считаются и не являются рабами заключённые, осуждённые судом по закону к наказанию в виде ограничения свободы, даже если такие заключённые во время отбывания наказания принуждаются к труду.
По данным международных правозащитных организаций, в мире сейчас до 30 миллионов человек находится на положении «рабов»[6] . По оценкам ООН, доходы от перепродажи «невольников» в мире составляют $7 млрд. в год. В Европе постоянно трудятся, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1 миллиона «рабов».
Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос.
В классических формах
В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами.
По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.
Скрытое рабство
Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли).
Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками»), представительской властью, законодательной властью в определённом смысле — такая форма отчуждения, которая позволяет утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп.
Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда — это характерный признак и частное определение рабства — поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяется в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества.
Основной признак рабства — нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения.
В государствах, зачастую считающихся вполне цивилизованными и демократическими, существуют формы принудительного труда, которые журналисты окрестили штампом «трудовое рабство».
Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом.
Считается, что у таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда бездомных (например, банда Александра Кунгурцева).
Для Европы, а также Турции наиболее характерно «сексуальное рабство». Оно же составляет значительную долю и в других промышленно развитых странах, прежде всего в США.
Женщин и малолетних девочек лишают свободы и принуждают заниматься проституцией в интересах хозяина. Малолетних нередко покупают у работорговцев или даже непосредственно у родителей, взрослых заманивают через модельные, рекламные, туристические и рекрутинговые агентства, либо похищают силой. В Бельгии и Германии, согласно результатам исследования ООН, проститутка ежемесячно приносит своему хозяину $7,5 тыс., из которых она сама получает не более $500.
У вывезенных изымают документы, ограничивают их свободу передвижения, избивают, заставляют работать за мизерную плату или вовсе бесплатно. Положение таких работников усугубляется тем, что они, как правило, проживают в стране нахождения незаконно, из-за чего не желают обращаться к органам власти (даже если имеют такую возможность), боясь тюремного заключения.
Кроме того, органы власти далеко не всегда могут оказать помощь и пресечь действия рабовладельцев; доказать такой состав преступления, как рабовладение, бывает достаточно трудно: рабовладельцы просто отказываются от работников, либо ссылаются на якобы имеющиеся трудовые соглашения и долги работников, признавая лишь нарушения в оформлении документов. Даже освобождённый человек не имеет средств для жизни или возвращения домой.
Отмечается, что в США семьи, приехавшие на постоянное проживание, привозят с собой прислугу, которая оказывается на новом месте фактически на положении рабов, не будучи знакома с реалиями новой страны проживания, не зная языка, подвергаясь насилию со стороны хозяев.
Однако, статус таких работников радикально отличается от настоящих рабов — с точки зрения закона они не являются собственностью тех, кто эксплуатирует их труд, и от остальных наёмных работников их отличает лишь нелегальный, теневой характер их занятости, связанность её с криминальными структурами, что и толкает их работодателей на вышеупомянутые злоупотребления, вообще характерные для криминальной среды.
С этим же связана и упомянутая выше сложность привлечения «рабовладельцев» к ответственности.
Также существует мнение, что пресловутые «сексуальные рабыни» и иные категории якобы «подневольных» работников, как правило, вполне понимают, на что они идут, а жаловаться на своих криминальных работодателей начинают лишь в крайней ситуации — при прямой угрозе жизни и здоровью, возникающей из-за их собственных проступков или конфликта с контролирующими их деятельность преступными структурами, или при контакте с правоохранительными органами и угрозе привлечения их самих к ответственности за преступную деятельность.
Таким образом, наличие рабства в современном мире свидетельствует о том, что тема борьбы против работорговли актуальна не только применительно к давним историческим событиям в Новом свете или к трансатлантическим поставкам рабов из Африки в Америку. Именно нищета и бесправие в странах «третьего мира», расхищение их национальных богатств транснациональными корпорациями, коррумпированность местных правительств становятся благоприятным фоном для сохранения этого чудовищного феномена. И, в некоторых случаях, как свидетельствует пример истории Гаити, почву современного рабства обильно удобряют сами потомки вчерашних рабов.
Ростовщики как главные рабовладельцы современного капитализма
В рамках современной национальной экономики выстраивается трехуровневая система создания и распределения общественного продукта, которая включает в себя:
Первый уровень — уровень, на котором работники создают богатство, продукт труда. На этом уровне находится подавляющая часть населения стран, выступающего в качестве наёмных работников, занятых в разных отраслях экономики: сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг.
Второй уровень — уровень, на котором работодатели присваивают часть продукта труда (богатства), созданного наёмными работниками. Это работодатели, которым принадлежит производительный капитал (средства производства) и которые представляют «капитал-функцию» (производительные капиталисты). На этом уровне происходит «первичный передел» продукта труда.
Третий уровень — уровень, на котором происходит присвоение части продукта труда, оставшегося после «первично го передела» как у наёмных работников, так и работодателей (производительных капиталистов). Это присвоение в пользу тех лиц, которые представляют «капитал-собственность». Этими лицами являются ростовщики, владеющие денежным капиталом. На этом уровне происходит «вторичный передел» продукта труда.
О рабовладельческой сути современной финансовой системы, основанной на ростовщичестве, мы писали неоднократно, поэтому повторяться не будем, смотрите, например, следующие статьи: «Повышение ставок ЦБ — боевая экономическая операция против экономики России в битве за Украину»[7] , «Центробанк — против России» ( inance.ru – "Центробанк — против России" (17.11.2014 11:28)) , Государственное регулирование экономики (часть 2)» ( inance.ru – "Государственное регулирование экономики (часть 2)" (15.11.2014 15:11)) , «Центральный банк — друг или враг народа?» ( inance.ru – "Центральный банк — друг или враг народа?" (20.09.2014 13:53)) , «Вопрос государственного значения»[8]
В последние 20—30 лет в мире под флагом «всеобщего либерализма» приватизировано всё: фабрики, заводы, земля, «интеллектуальная собственность» и даже … Луна (проводились аукционы по продаже участков поверхности этого спутника Земли). А вот «приватизации» работника, его превращения в частную собственность пока не проводилось. Отнюдь не из-за наличия у мировых финансовых олигархов совести и каких-то «нравственных принципов», а исходя из голого расчета. А голый расчёт строится на том, что, по мнению мировой финансовой олигархии, сегодня населения на планете слишком много, его надо быстро сокращать. В мире в настоящее время проживает, по оценкам, без малого 7 млрд. человек.
Мировая «элита», не стесняясь, заявляет, что Земля такую демографическую нагрузку не вынесет, а природные ресурсы быстро истощатся. И это действительно так, если мы сохраним существующий грабительский характер природопользования, «сжирающий» планету.
Есть ещё соображение мировой элиты в пользу политики сокращения мирового населения. Она боится не «совладать» с таким громадным количеством людей, которые могут смести власть мировой олигархии.
Американский политический деятель Линдон Ларуш в этой связи говорит:
Больше всего современные олигархи боятся современных национальных государств. Они привыкли обращаться с людьми как с безмозглой скотиной, которая покорно бредёт, куда её погонят. Но в XX веке эта «скотина», во-первых, начала получать приличное образование, а во-вторых, порядком расплодилась благодаря достижениям современной медицины. В результате для власти олигархов возникла угроза. Ведь если людям давать образование, их нельзя превратить в рабов. Более того, разобравшись в реальном устройстве правящей системы, люди захотят уничтожить власть олигархов.
Далее Ларуш говорит о том, что для предотвращения такого сценария развития событий олигархи параллельно с политикой сокращения населения Земли проводят политику всяческого оглупления людей путем внедрения низкопробной массовой культуры и развала системы образования.
Пропаганду идей сокращения численности населения планеты мировые олигархи начали ещё в конце 1960-х годов. Основным рупором этой пропаганды стал выступать «Римский клуб». В рамках этого клуба, созданного по инициативе мировых олигархов, были написаны и опубликованы такие работы, как «Мировые динамики» (Дж. Форрестер), «Пределы роста» (Д. Медоуз) и др.
О «людоедском» характере политики мировой олигархии в рамках современной империи говорит уже упоминавшийся нами Линдон Ларуш:
Люди, строящие новую Римскую империю (…) проводят мальтузианскую политику истребления «лишнего населения».
Для реализации этой цели используются разные средства. Например, бомбардировки мирного населения в разных точках империи. Или навязывание всему миру программ сокращения рождаемости (под вывеской «планирования семьи»). Или сворачивания государственных программ социальной поддержки семей, детства и материнства.
Линдон Ларуш обращает внимание на превращение внешней политики США в инструмент борьбы с «перенаселенностью планеты»:
В 1966 году власти США пришли к выводу, что не следует оказывать экономическую помощь государствам, увеличивающим своё население. Почему? Да потому, что выкачка природных богатств из этих стран будет проблематичной: местная молодежь может взбунтоваться против несправедливой дележки ресурсов. И в 1974 году появился «Меморандум национальной безопасности», ставший руководством к действию в этом направлении. Вся американская политика предоставления помощи другим странам оказалась привязана к программам сокращения рождаемости, программам планирования семьи. Так это остается и на сегодняшний день.
В Древнем Риме рабовладельцам, даже тем, кто обладал грубым и жестоким характером, в голову не могла прийти мысль сознательно уничтожать рабов. По одной простой причине — это была их частная собственность, это было их имущество. В Древнем Риме были восстания рабов, которые кончались их массовыми казнями. Так, после такого восстания в Сицилии в 134 году до н.э. в течение нескольких дней было казнено около 20 тыс. рабов. Подобные казни проводились не ради «сокращения населения», а в «назидательно-профилактических» целях. В те времена такие массовые убийства вызывали возмущение у римлян. Мы далеки от того, чтобы идеализировать граждан Древнего Рима. Возмущение было отнюдь не морального, а чисто экономического происхождения: ведь казнь раба означала посягательство власти на частную собственность римского гражданина! Только это соображение и удерживало власти от ещё больших кровопролитий.
Капитализм Древнего Рима имел мощный разрушительный потенциал. Но разрушения того времени не были результатом сознательных решений «элиты». Разрушения были обусловлены неуёмным потреблением, жаждой роскоши, страстью к получению удовольствий. Это было бессознательное разрушение и уничтожение основ государственности, экономики, человеческой личности вследствие духовного помрачения «элиты», которое (помрачение) затем стало захватывать и другие слои римского общества.
Нездоровая духовно-нравственная атмосфера римского общества оказывала негативное влияние на физическое состояние все социальных классов и демографическую ситуацию, причём это влияние не компенсировалось богатством метрополии.
В ранний императорский период римской истории (I в. до н.э.—I в. н.э.) средняя продолжительность жизни в метрополии составляла всего 25 лет. По данным Моммзена (немецкий историк, филолог-классик и юрист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история»), уже в период поздней республики численность свободных граждан в Италии сокращалась:
Начинали таять духовные силы нации, падала она и в физическом отношении, — в общем, население Италии за II столетие уменьшилось, причём уменьшилось именно число свободных, число же рабов возросло.
В рамках сегодняшней западной «империи» «элита» проводит осознанный, целенаправленный курс на уничтожение людей. В этой связи Линдон Ларуш называет капиталистический строй нового Рима «фашизмом». Он говорит:
Необходимо понять, что действия сторонников мирового правительства — это не ошибки и просчёты, а нанесение умышленного вреда миллионам людей. Это сознательное зло.
«Фашизм» — политическая характеристика современного капитализма. О родстве фашизма и либерализма смотрите ролик —[9] .
А с духовной точки зрения этот строй следует охарактеризовать как «сатанизм». Ибо евангелист Иоанн сказал о дьяволе (сатане):
Он был человекоубийца от начала.
Современные сатанисты под лицемерным предлогом сохранения неживой материи (природных ресурсов) посягают на человеческую жизнь — высшее творение Бога!
Современные «варвары» — транснациональные корпорации и транснациональные банки. Вернее, их хозяева, которые до поры до времени предпочитают оставаться анонимными, скрываясь за вывесками своих корпораций и банков. А свою агрессию против суверенных государств и народов прикрывать разговорами об «объективном характере глобализации», хотя правильнее было бы говорить о том, что субъективно выбранная концепция глобализации приводит к этому[10] , но, если говорить эту правду, то возникнет вопрос о возможности создания альтернативной концепции глобализации (об этом ( inance.ru – "Выбор пути глобализации после валдайской речи Путина" (20.11.2014 14:07)) и о Русском варианте глобализации[11] . Есть некоторая схожесть тогдашних и современных варваров
Во-первых, и те и другие не привыкли что-то создавать, они привыкли захватывать созданное другими. Современные варвары навязали человечеству «рыночную экономику», суть которой предельно проста: она нацелена не на создание нового, а на перераспределение уже созданного. Перераспределение, основанное на силе и обмане. Во-вторых, и те и другие не «привязаны» к «почве», они кочуют по обширным пространствам в поисках добычи. В полной мере это относится к современному транснациональному бизнесу, который перемещает свои производственные, торговые и финансовые операции из страны в страну, стремясь урвать самые жирные куски. Всё это пространство разбоя сегодня принято называть мало что значащим термином «мировой рынок».
При этом может меняться местоположение штаб-квартир корпораций, по всему миру могут создаваться и закрываться оффшорные структуры, открываться и банкротиться фирмы-однодневки, в считанные минуты перемещаться миллиарды и десятки миллиардов долларов из страны в страну, за одну ночь обваливаться курсы валют и котировки фондовых бирж и т.п. Это на первый взгляд хаотическое движение современного транснационального бизнеса организуется ради максимальной прибыли. В конечном счёте это броуновское движение ведёт к разрушению и хаосу в экономике: банкротствам, кризисам, безработице, деградации промышленности и сельского хозяйства, росту бедности и нищеты..
На чем зиждется современное социальное рабство?
Существуют различные формы современного рабства, которые представляют собой разновидности социального рабства. И наёмное, и долговое, и налоговое, и коррупционное, и тюремное, и прямое (физическое) рабство при всех их внешних отличиях имеют общую особенность — они представляют собой отношения между людьми, в рамках которых (отношений) одни люди присваивают труд (продукты труда) других людей. Все формы социального рабства основываются на использовании двух основных средств: а) силы; б) обмана. В древнем мире (в том числе Древнем Риме) рабство базировалось, прежде всего, на использовании физической силы.
Современное рабство базируется, прежде всего, на использовании обмана. Это неудивительно: в качестве по сути рабов в современном мире так или иначе выступает большая часть населения планеты.
Подаваемая соответствующим образом информация оказывает воздействие не только на разум, но и подсознание человека. Имеет место манипуляция (управление) сознанием и поведением общества и отдельных его членов в первую очередь через формирование мировоззрения людей.
Конечно, манипуляция сознанием не сводится лишь к информационным (дезинформационным) воздействиям на человека. Используются также другие средства. Например, примитивные развлечения — они отвлекают человека от серьёзных размышлений и резко понижают порог сопротивления. Эффективность управления сознанием резко повышается, если оно дополняется агрессивным навязыванием обществу специальных средств одурманивания сознания.
К таковым относятся спиртные напитки, табак и другие наркотики. Они оказывают разрушающее действие на сознание человека, его психику, тело. Люди с ослабленным сознанием являются идеальным объектом эксплуатации для современных рабовладельцев.
При постоянном воздействии на человека с помощью дезинформации и специальных средств не только ослабевают его сознание и тело, но также засыпает совесть.
Послесловие
Психология рабства — рабы не мы.
Существует распространенное заблуждение, что раб — это человек в цепях, только и думающий о том, как вырваться на волю. Реальный раб чаще всего не заперт на ключ. Основной ужас рабства заключается не в том, что человек несвободен, а в том, что он не может и не хочет жить иначе. Так об этом сказал Луций Анней Сенека:
Немногих удерживает рабство, большинство за своё рабство держатся.
В Индии, где уже давно не существует официального рабства, есть весьма распространенная практика долговой зависимости, которая может передаваться из поколения в поколение. В рамках этой практики человек, беря деньги в долг, отдаёт себя и своих потомков в рабство кредитору. Вы думаете, это — специфика индийской психологии? Увы, как сказал Эдмунд Бёрк:
рабство — это сорняк, который растёт на любой почве.
Вы знаете, что отмена крепостного права в России в 1861 году не вызвала никакого ликования в народе? В первые 5 месяцев после отмены крепостного права произошло 1340 массовых волнений крестьян. Конечно же, социалистические историки объясняли эти бунты несправедливыми условиями освобождения. Даже если забыть о том, что Александр Второй продал Аляску, чтобы предоставить крестьянам 49-летний кредит для выкупа земли, вызывает недоумение словосочетание «несправедливые условия освобождения».
- Во-первых, разве освобождение не обладает самостоятельной ценностью? Что, свобода сама по себе несправедлива и никому не нужна?
- Во-вторых, и земля, и крепостные были собственностью помещиков. По условиям реформы у помещиков отбирают значительную часть их собственности — рабочую силу — без какого-либо выкупа. Более того, в ряде случаев эта рабочая сила уходит вместе с наделом земли. Но бунтуют при этом не обираемые, а освобождаемые!
Давайте сделаем ещё один скачок во времени и вспомним Стокгольм 1973 года, где два грабителя, вооружённые пистолетами и динамитом захватили банк, взяли четверых заложников (трех женщин и одного мужчину) и удерживали их в течение 131 часа. В этой истории интересно то, как стали себя вести заложники после их освобождения. Эти люди, которым угрожали, над которыми издевались долгое время, во время расследования стали защищать этих грабителей, одна из женщин влюбилась в одного из нападавших, а еще один бывший заложник начал кампанию по сбору средств на адвоката для преступников. Эта история дала имя «стокгольмский синдром» весьма распространенному психологическому феномену — рефлексу рабской зависимости.
Вот как этот синдром описывает русский учёный Павлов:
Очевидно, что вместе с рефлексом свободы существует также прирождённый рефлекс рабской покорности. Хорошо известный факт, что щенки и маленькие собачки часто падают перед большими собаками на спину. Это есть, отдача себя на волю сильнейшего, аналог человеческого бросания на колени и падения ниц — рефлекс рабства, конечно, имеющий свое определённое жизненное оправдание. Нарочитая пассивная поза слабейшего, естественно, ведёт к падению агрессивной реакции сильнейшего, тогда как, хотя бы и бессильное, сопротивление слабейшего только усиливает разрушительное возбуждение сильнейшего. Как часто и многообразно рефлекс рабства проявляется на русской почве, и как полезно сознавать это! Приведём один литературный пример. В маленьком рассказе Куприна «Река жизни» описывается самоубийство студента, которого заела совесть из-за предательства товарищей в охранке. Из письма самоубийцы ясно, что студент сделался жертвой рефлекса рабства, унаследованного от матери-приживалки. Понимай он это хорошо, он, во-первых, справедливее бы судил себя, а во-вторых, мог бы систематическими мерами развить в себе успешное задерживание, подавление этого рефлекса.
Возможно, пример Павлова звучит несколько спорно, однако самоубийство освобождённого раба — это не вымысел, а факт нашего времени.
Рабская психология жива и сегодня, причём, ничуть не изменила свою силу, актуальность и значимость для современного общества. Мало того, можно предположить, что внешнее давление стало ещё более интенсивным и направленным конкретно на психику человека, на его личность. На систему работают все уровни социальных институтов, начиная с семьи. Воспитывая ребенка, родители навязывают ему свои ценности, в детском саду ребенку прививают правила социализации, в школе дают обязательные знания, без учёта способностей и желания ребенка. Идя дальше по жизненному пути, человек уже имеет сформировавшиеся принципы существования в социуме, знает законы устройства мира, в котором он живёт.
Конечно, все мы — продукт той культуры, в которой родились и выросли. Однако, мы отличаемся от животных в первую очередь тем, что можем самостоятельно изменять устройство собственной психики и своё мировоззрение. Поэтому залогом освобождеия из оков глобального рабства, является освобождение из оков собственного, личного рабства — переход к устойчивому во времени человечному типу устройства психики (о нём «Кто гарантирует защиту прав человека от паразитов?»[12] и формированию мозаичного Богоначального мировоззрения (о нём «Политические силы России: большевизм — вчера, сегодня, завтра…», раздел «Большевизм в США» ( inance.ru – "Политические силы России: большевизм — вчера, сегодня, завтра…" (31.07.2015 11:43)) . Каждый может сам решить — стремиться к свободе или оставаться рабом, порабощать, или не иметь рабов, подчиняться или подчинять.
У нас всегда есть выбор!
Свобода не есть цель жизни человека. Свобода есть непременное условие полноценности и осмысленности жизни. Тот, кто не желает иметь свободы выбора творческого пути, просто свободы выбирать область применения своих сил, тот, по-моему, достоин непочётного звания «идиот» (Борис Стругацкий).
Ссылки
|