|
|
Мач Валентин Яковлевич
Давно назревавший кризис советской общественно-экономической системы был непроизвольно вызван новым курсом нового руководства КПСС, объявившего о начале полной перестройки страны. Задуманная в качестве средства оздоровления обездвиженного в партийных идеологических тисках советского общества, перестройка началась с неограниченной свободы слова, обернувшейся в скором времени неконтролируемой свободой действий. Задуманная в качестве средства повышения эффективности управления народным хозяйством страны, доведенного до критического уровня застойных явлений, перестройка ускорила развал народно-хозяйственного комплекса СССР, ограничившись бесплодными призывами к гласности и необходимости перехода к некоему новому мышлению. В результате, относительно спокойное протекание процесса загнивания и разложения советского общества сменилось резким его обострением, исключившим для партийного руководства всякую возможность влияния на зигзагообразные изменения общественной и экономической организации вследствие возникновения и значительного распространения неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях.
Неограниченная свобода слова нарушила существовавшее ранее сплоченное единомыслие советских экономистов, бывших до того убежденными сторонниками социалистического реализма в экономике. Одни из них, безошибочно почувствовав собственную выгоду, без каких-либо колебаний отдали бывших советских трудящихся на откуп новоявленным нуворишам. С достойным лучшего применения усердием превозносят они общечеловеческие ценности, которые представляются им в виде переполненных прилавков тамошних супеpмаpкетов. Другие, ругая социализм советского разлива, все еще блуждают в поисках сермяжной правды, пытаясь переделить неделимое.
Можно было бы подумать, что все они определили свои новые взгляды на основе глубокомысленных научных рассуждений, если не смотреть на то, с какой злобой они швыряют друг в друга увесистые идеологические булыжники, подчинив свою профессиональную деятельность корыстным интересам тех или иных беспринципных политиканов. Никого из них нисколько не смущает то обстоятельство, что еще совсем недавно все они угодливо, стройным хором и наперебой, спешили обосновать задним числом любые некомпетентные исторические решения высшего партийного руководства страны в народно-хозяйственной сфере. Все это раболепие называлось самой передовой советской экономической наукой. Для того, чтобы оценить его по достоинству, достаточно вспомнить такое явление в науке советского периода, как арбатовщина, когда все основные вопросы научной и кадровой политики решались на основе личных отношений. Те самые научные светила, которые врали нам все годы советской власти о социализме и коммунизме, по сей день сидят в государственных бюджетных учреждениях, рассказывая нам о том, как можно ловко устроиться при капитализме. При этом они умалчивают о том, что ловко устроиться могут только хитрые, то есть, беспринципные. Сами они устроились таким же образом, быстро поменяв политическую ориентацию.
Политика всегда там, где происходят столкновения человеческих интересов, которые не в состоянии разрешить любая естественная наука, так как даже самая фундаментальная из них изучает не более, чем столкновения физических объектов окружающего нас материального мира. Выяснить возможность приемлемого разрешения экономических противоречий в человеческом обществе должна была бы такая общественная наука, как политическая экономия, однако введение в свое время в псевдонаучный обиход Краткого курса пролетарской политэкономии надолго приостановило ее собственное развитие. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являющаяся ведущей общественной наукой, должна выяснить возможность построения более справедливого общества к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
Очевидно, что более чем недостаточная эффективность советской общественно-экономической системы является следствием утверждения в стране впервые победившего социализма крайне некачественных экономических отношений. Причиной тому могут быть два обстоятельства: либо экономическая теория Маркса является следствием искаженного отражения в его сознании основных закономерностей общественного бытия, либо имеет место неправильное ее толкование и соответствующее практическое применение. Прежде, чем приступить к решающему испытанию догматов коммунистической веры, обратимся к социалистической идее, являющейся одним из множественных проявлений гуманизма, представляющего собой течение человеческой мысли, возникшее на основе длительного наблюдения издавна утвердившейся в человеческом обществе несправедливости.
Социалистическая идея получила свое обоснование и развитие в теоретических трудах и практических социальных экспериментах основоположников и последователей утопического социализма. Но и до социалистов были люди, которые считали необходимым, чтобы имеющие слишком много поделились частью своего непомерного богатства с теми, которые и вовсе ничего не имеют. Однако и до этих людей были такие члены общества, которые ничего такого не думая, практически осуществляли перераспределение материальных благ, подачей милостыни сидящим на церковной паперти, например, и в виде других индивидуальных актов добровольной благотворительности.
Первым достижением в процессе теоретического развития социалистической идеи явилась мысль о необходимости обязательного участия в помощи нуждающимся всем, достаточно для того имущим. Следующий шаг в этом направлении сделали социалисты-утописты, потребовавшие, уже от капиталистов, не только обязательность участия, но и необходимость обеспечить, уже рабочим, определенные человеческие условия существования. Если обязательность вместе с необходимостью выражались ими в сослагательном наклонении, то социал-демократы придали им категорическую форму, твердо и недвусмысленно заявив о том, что выполнение выдвигаемых ими требований не должно зависеть от желания и настроения капиталистов. То есть, теоретическое и практическое развитие социалистической идеи, должное выяснить хотя бы принципиальную возможность построения более справедливого общества, происходило в направлении организационного совершенствования, самопроизвольно возникшей на определенном этапе имущественного расслоения человеческого общества, добровольной благотворительности. Однако просматриваемое в социалистической идее стремление к всеобщему равенству явно не устраивало значительную и наиболее могущественную часть общества. Капиталисты не шибко торопились следовать настойчивым призывам социалистов, имея собственное, более соответствующее их корыстным интересам, представление о необходимых человеческих условиях существования рабочих.
Не испытывая никаких иллюзий относительно возможности получить в обозримом будущем добровольное согласие капиталистов на выполнение выдвигаемых ими требований, наиболее настойчивые из социалистов выдвинули коммунистическую идею, в соответствии с которой эксплуатируемые и угнетенные, избавившись неведомым, правда, образом от своих угнетателей, самостоятельно построят общество всеобщего благоденствия. Выдвижение коммунистической идеи представляло собой попытку преодолеть не только сопротивление капиталистов, но и заметную уже тогда недостаточность идеи социалистической. Эта ее недостаточность озадачила некогда одного из известнейших социалистов-утопистов своего времени, которым являлся Оуэн. Проведя очередной социальный эксперимент, он к своему величайшему огорчению обнаружил, что участвовавшие в его затее рабочие, несмотря ни на что, оставались его рабами. Свою неудовлетворенность полученным результатом он объяснил себе тем, что еще не создал для своих рабочих необходимые человеческие условия существования. В действительности причина заключалась в том, что оказавшись между капиталистом и рабочими, он превратился для последних в непосредственный источник материальных благ, чем вполне объясняется образование непреодолимой социальной пропасти между незадачливым экспериментатором и остальными участниками неудачного социального эксперимента.
Вместе с тем выдвижение коммунистической идеи свидетельствовало о том, что на этот раз наиболее решительная часть социал-демократии одними благостными увещеваниями несговорчивых капиталистов не ограничится, что и было подтверждено дальнейшим ходом событий. Такой, заведомо неприемлемый для капиталистов оборот обусловил превращение глухого неприятия ими социалистической идеи в яростное отрицание идеи коммунистической, а плохо скрываемой неприязни к социал-демократии в открытую ненависть ко всем последователям коммунистического учения, которые не замедлили ответить со своей стороны полной взаимностью.
Несмотря ни на что, для всех предшественников Маркса необходимость избавления от капиталистов оказалась неразрешимой задачей. Большей частью последователи коммунистической идеи ограничивались гневными обличениями многочисленных пороков современного им капиталистического общества или описаниями умозрительных построений свободных от эксплуатации и угнетения человеческих общностей: «Солнечный город» – Кампанелла, «Утопия» – Т. Мор. И только Маркс, решительность которого оказалась безграничной, предложил использовать для избавления одной части общества от другой набор весьма жестких способов – от экспроприации до физической ликвидации. С целью обоснования правомерности подобных действий он разработал соответствующую революционную теорию, утверждающую необходимость насильственного разрушения капиталистического общества и осуществления диктатуры победившего пролетариата на время переходного от капитализма к коммунизму периода. Эта псевдонаучная теория пришлась весьма кстати в качестве незаменимого практического руководства к действию для будущих экспроприаторов и ликвидаторов, которыми оказались, победившие всех чужих и всех своих, большевики.
Между тем, полная ликвидация капиталистов в отдельно взятой стране исключила всякую возможность использования в советском обществе социалистического распределения. В результате сплошного обобществления и поголовной коллективизации оказалось, что давать надо всем, да и обещано было немеряно, а вот тех, у которых для этого можно было бы хоть что-нибудь взять, в порыве революционного энтузиазма искоренили вчистую. Социалистическая идея, следовательно, не получила в СССР никакого практического применения. Использование социалистического распределения в отношении всех членов общества и вовсе не имеет никакого смысла, так как сущность социальной политики есть перераспределение материальных благ, которое в советском обществе было заменено тотальным централизованным распределением совокупного результата общественного производства.
Примером наиболее эффективного использования социалистического распределения является пресловутая шведская модель гуманного и демокpатического капитализма, представляющая собой как, впрочем, и все иные модели не более, чем социал-демократический тупик. Сохранение значительного социального неравенства в странах с наиболее развитыми системами социальной защиты подтверждает ограниченность социалистической идеи. А использование социалистического распределения в отношении вполне здоровых и работоспособных членов общества свидетельствует о ее несомненной порочности. Предпринятая шведской социал-демократией попытка решительного продвижения в сторону общества всеобщего благоденствия также оказалась бесплодной, обернувшись потерей динамизма экономического развития, застойными явлениями в производстве, политическим поражением социал-демократов. Настолько обескураживающий отрицательный результат объясняется тем, что социалистическое распределение является по своей сути распределением внеэкономическим. Его доля в совокупном результате производства материальных благ имеет некоторый предел, одновременно с преодолением которого значительно ограничивается положительный субъективный фактор в производстве, так как при этом даже капиталист теряет всякий личный интерес в дальнейшем развитии своего предприятия. Дальнейшее увеличения доли внеэкономического pаспpеделения заменило бы товарно-денежные отношения тотальным центpализованным pаспpеделением совокупного результата общественного производства, экономическое неpавенство – неравенством номенклатуpным, буpжуазную паpламентаpную демокpатию – тоталитаpной диктатурой. Однако проявленное шведской социал-демократией здоровое благоразумие позволило стране своевременно вернуться к пока еще более приемлемой общественной и экономической организации.
Не в пример Швеции, утвердившаяся в СССР общественно-экономическая система явилась результатом практической материализации неприкаянно бродившего до тех пор по Европе призрака, обратившегося в экономических отношениях в тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства, а в отношениях общественных – во всеобъемлющую тоталитарную власть. Возникшая в процессе гражданской войны необходимость полной мобилизации человеческих и продовольственных ресурсов, вынудила Ленина объявить о переходе к политике военного коммунизма. С целью заготовки достаточного количества сельскохозяйственной продукции для обеспечения хотя бы минимумом продовольствия голодающего населения, в первую очередь рабочих, крестьянство обложили продразверсткой, предполагавшей обязательную сдачу всех излишков по твердым закупочным ценам. Эти драконовские меры были названы союзом рабочего класса и трудового крестьянства. В результате укрывательства зерна крестьянами, сокращения посевных площадей хлеба в стране катастрофически недоставало. В процессе бескомпромиссной борьбы за власть обессиленная участием в Первой мировой войне страна была полностью разгромлена. Промышленное производство оказалось разрушенным, сельское хозяйство пришло в упадок, в стране воцарился голод, свирепствовали эпидемии. Полная непригодность экономической политики военного коммунизма в мирное время вынудила Ленина объявить о переходе к новой экономической политике, называемой НЭПом. То есть, в самое тяжелое для страны время Ленин обратился за помощью не к рабочим и крестьянам, а к тем же самым, только что ликвидированным капиталистам и кулакам. Вместо того, чтобы открыто расписаться в собственной несостоятельности, было объявлено, что этот переход представляет собой временную меру. Тут же появившиеся новые капиталисты, называемые в то время нэпманами, очень напоминают нынешних, называемых новыми, во всей СНГовии. Спрашивается, стоило ли ради этого совершать революцию и затевать гражданскую войну? Дорвавшийся до власти Сталин считал, что стоило и даже очень. Он своевременно понял, что еще совсем немного и нэпманы скупят на корню всех голодранцев комиссаров. НЭП поэтому был немедленно свернут и заменен системой тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства, представляющей собой продолжение ленинской экономической политики военного коммунизма в условиях мирного времени. В результате коммунистическая идея, получив свое практическое воплощение в виде крайне некачественной системы общественных и экономических отношений, которую составляют всеобъемлющая тоталитарная власть и тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства, оказалась полностью несостоятельной. Обещанный социалистический достаток, не говоря уже о коммунистическом изобилии, обернулся почти что постоянным нормированием потребления. А воображаемые заманчивые умозрительные видения бесконфликтного коммунистического общежития оказались в действительности загаженными советскими коммуналками и переполненными бараками Гулага.
То есть, социалистическая идея, возвестившая о своем пришествии звоном первого, брошенного в качестве добровольного подаяния медного пятака, получила свое наиболее полное практическое воплощение в виде развитой системы социальной защиты. Будучи доведенной посредством государственного регулирования до наиболее высокоорганизованной формы принудительной благотворительности, она уже полностью себя исчерпала, исключив тем самым для социал-демократов всякую возможность дальнейшего теоретического и практического продвижения к своей заветной цели в виде общества всеобщего благоденствия. Энергичная и достаточно результативная некогда деятельность социал-демократии, направленная на переустройство несправедливого общества, превратилась со временем в вялотекущую и совершенно непродуктивную составляющую мирового общественно-исторического процесса, выродившуюся к настоящему времени в популизм. Это означает, что за социалистическим распределением в условиях капиталистического общества никакого социализма в качестве самостоятельной общественно-экономической системы нет и быть не может в принципе.
Таким образом, для выяснения возможности перехода от капитализма к более качественной общественной и экономической организации необходимо преодолеть ограниченность и порочность социалистической идеи, благоразумно воздержавшись от дальнейших попыток достижения заманчивой химеры идеи коммунистической в виде скачкообразного перехода к обществу всеобщего и вечного благоденствия.
16 июня 2021 г.
В.Я. Мач .
|
Дата: 16.12.2022 22:34 (Прочтено: 3066) Copyright © ПравдаИнформ Все права защищены.
|
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. (Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию) |
|
| | |
|
от Коновалов Михаил 18.12.2022 05:48 Рассуждения автора статьи здравые! Сразу предложу выход в поиске развития: переход от парадигмы владения собственностью к парадигме владения нравственностью.
В философском осмыслении бытия и во всех сферах жизнедеятельности человечества с 1990 года происходит активная фаза переходного периода изменения к новой формации общественного сознания.
Новые требования, предъявляемые к человеку, касаются нравственности, знания, новых правил и в частности потребительства и собственности.
Старые взгляды на основы религий, идеологий, общественных формаций, систем производства и распределения теряют актуальность. Это происходит не сразу, а будет происходить в разных странах по-разному в течении десятков лет.
Идеи социализма, коммунизма, ленинизма, сталинизма, как и капитализма, останутся, но будут переосмыслены и очищены в соответствии с уточнёнными законами космического развития человечества с получением новых расширенных знаний о человеке и Вселенной. Поэтому нет особого смысла в спорах о политике, религии и общественно-экономических системах. Поскольку после изменения массового сознания социума многие вопросы решаться сами собой.
То есть все акторы Большой Игры одновременно правы и неправы, имея собственные заблуждения и достижения, потому что Старый Мир нежизнеспособен.
Этот процесс уже запущен как переход в Новый Мировой Порядок.
Надо надеяться и что-то делать для того, чтобы в Большой России был свой более культурный и честный Порядок.
Россия как флагман Духа (Сердце Планеты) может принять принцип расширения свободы и ответственности творчества взамен уходящему на второй план принципу первичности распределения и потребления.
С начала потрясений России с 1990 года включена никем не опровергнутая, но замолчанная страхом социальных паразитов ПрогРАмма ЮСМАЛОС (usmalos.com – "О ПрогРАмме «ЮСМАЛОС». ПрогРАмма Спасения Земли «ЮСМАЛОС».")
Идеи социализма и капитализма, общественно-экономические системы социализма и капитализма как мы их знали до сих пор есть основа для разных видов социального паразитирования, без которого почти что нет систем. Новое общество будет другое, социальные паразиты останутся как одно из свойств человечества, к сожалению.
Но в новой системе взглядов качество гармонии будет выше, и это уже работает, например в том, что при всех амбициях и ярости некоторых персонажей, у них нет возможности перейти к большой горячей войне. А спецоперация на Украине идёт как умеренная щадящая операция с массовым сознанием. Это результат политики глобальных акторов, среди которых Россия эпохи Путина.
Что касается распределения, которому уделяет особое внимание автор статьи, выскажу мнение, что оно должно быть не уравнительным, и не вознаградительным, а нравственно-вспомогательным.
Автор утверждает, что „недостаточная эффективность советской общественно-экономической системы является следствием утверждения в стране впервые победившего социализма крайне некачественных экономических отношений“. Хотел бы перефразировать: некачественных нравственных отношений. Вместо строительства Нового Человека «руководящая сила» занялась личной выгодой, борьба за которую и привела к краху великого проекта, вследствие того, что проект СССР потерял великий смысл без великой цели. Но также справедливо будет сказать, что само-роспуск СССР есть великая трагическая жертва русского-российского народа ради жизни и развития всего человечества Планеты.
В целом, рассуждения автора статьи здравые, и во многом согласен, надо извлекать уроки, а не проклинать неких предателей, которых найдётся при необходимости всегда. „Для выяснения возможности перехода от капитализма к более качественной общественной и экономической организации необходимо преодолеть ограниченность и порочность социалистической идеи“, - надо добавить, что необходимо преодолеть порочность любых идей, в том числе капиталистической, монархической, националистической. И для этого появляются предпосылки.
В частности, можно рассмотреть:
вывод уже ушедшего с нашего плана российского спецслужбиста Юрия Федина о переходе от парадигмы Личной Выгоды к парадигме Всеобщей Пользы; монографию ушедшего спецслужбиста Товарища Юрьева об устроении «Природно-определённый государственный строй РОССИИ»; работу небополитика Александра Кашанского «Инклюзивный социализм – альтернатива инклюзивному капитализму»; «Идеология Победы как национальный проект» Изборского клуба-форума, Виталия Аверьянова и Александра Проханова; эсхатологическое исследование Андрея Курочкина с уже изданной книгой; все знают о трудах ВП СССР и книге «Мёртвая Вода».
В каждом честном переосмыслении опыта СССР есть общее – курс на повышение нравственности общества вне ставшей ныне узкой специфики религий и вне старых идеологических установок. Это и даёт в полноте Всеобъемлющее Знание от Жертвенной Личности в Ипостаси Матерь Мира Мария ДЭВИ ХРИСТОС
Всеобъемлющее духовное и интеллектуальное Знание Матери Мира даёт на мой взгляд, в частности, Парадигму Нравственности, которую имею в виду, и в теории, и в виде искусств, и в практике жертвенной жизни.
Нет никакого смысла отказываться от нравственной платформы предложенной жертвенной сущностью Матери Мира — нет другой основополагающей жертвы во имя человечества. В соответствии со знанием Матери Мира духовные ценности первичны. То есть в СССР было первично создание Нового Человека, а не банальное «бытиё определяет сознание». И при выборе экономического действия в данный момент, главное это восстановление единства искусственно разобщенных русских народов в единый Русский Мир, а не права собственности и наследования социальных паразитов.
Также с единым и одновременно разным и противоречивым человечеством.
С другой стороны, правила и законы экономики и государственности надо выбирать по текущему уровню нравственного развития. Не исключено, что в каком-то Кущёвском княжеском уделе актуальны монархия и «железный занавес».
|
|
от Коновалов Михаил 19.12.2022 14:09 Найти Путь Победы просто – надо идти вслед за Истиной. Истина это вечно меняющаяся ускользающая информационная структура. Так происходит из-за непостижимости Всевышнего, вечного движения Живого Мира.
Но мы всегда можем уловить приблизительную высшую для нас истину, если не будем кривить душей. Для этого мы должны осознавать мир чистым восприятием, свободным от догм, иллюзий, (коллективной) выгоды. И на этом пути поиска истины мы не имеем права обойти ничто значащее, никакую Идею, никакого высокого мыслителя, провидца, или просто фанатично стремящегося к той же истине человека. Потому что каждый человек – это потенциально явление Бога; и если не заметим чего-то, получим более размытое и грязное представление.
При поиске Истины не может быть морального права обойти Спасителя, пророка Мухаммада, Алексея Мозгового, Игоря Стрелкова, Александра Дугина, Андрея Фурсова, Валентина Катасонова, Александра Проханова и Виталия Аверьянова, Сергея Кургиняна, патриарха Кирилла, "Откровение Иоанна Богослова", иудейский исторический опыт, православных староверов, Рерихов, Маркса, Ленина, Сталина, царя Ивана Четвёртого, и даже Горбачева с Ельциным. Если они сопричастны.
Если необходимы истинные Путь Правды, Царство Правды, Образ Будущего, Идеология Жизни, Живое Будущее, ПравоСлавие, Русская Победа, Новый Социализм, спасение от Зверя трансгуманизма и его Нового Мирового Порядка, нельзя стыдливо полу-закрыть глаза.
Поэтому ищущие на переломе эпох Победу (Русскую Победу), никогда не узнают Истину, не признав Первую в апокалиптическом сражении перехода в третье тысячелетие цивилизационной войны за Живое Будущее, –
Матерь Мира Марию ДЭВИ ХРИСТОС |
|
от Коновалов Михаил 19.12.2022 14:44 Если нет достаточно нравственности, для нормальной жизни не подойдёт никакая общественно-экономическая формация. Всякая формация с её конституцией и законами будет извращена социальными паразитами, которых если и нет, то они появятся просто по итогу действия общественной установки на «честное потребление». Это показал исторический опыт СССР.
Для создания эффективной общественно-экономической системы нужен определённый общественный договор, то есть Парадигма Нравственности, которой нельзя будет не придерживаться, потому что прослыв безнравственным, попадёшь в эту категорию безнравственных независимо от своего имущества и чина. Быть безнравственным легко – например достаточно получать больше благ, чем необходимый минимум, или чем имеют твои сослуживцы, соратники, соседи. Ты можешь быть хоть собственником сети Пятёрочка или иметь 50 процентов акций Газпрома, но если ты строишь лично себе дворец, когда технологи живут в шалашах, – ты безнравственный. При этом ты можешь потратить миллионы на строительство Дворцов Культуры или тоннеля под Беринговым проливом, заработать миллиарды и остаться уважаемым человеком. Быть безнравственным должно быть как постыдная мерзость.
Определённую Парадигму Нравственности давал Спаситель, но служители этой парадигмы её почти уничтожили, смешали грешное с праведным.
Единственная верная – Парадигма Нравственности Матери Мира Марии ДЭВИ ХРИСТОС от Её жертвенной жизни
Потому что умным всем всё понятно, и такое как новые «Религия справедливости» или «Идеология правды» или «Новый мировой порядок» предлагают те, кто сможет научить уму-разуму отрицательным опытом.
|
|
от Коновалов Михаил 19.12.2022 16:08
Было принято считать, что существуют определённые общественно-экономической системы. Вот вопрос: а будут ли работать эти системы не с человеками, а такими (по сознанию) рептилоидами, демонами, зверями? с человеческим обликом? Наверное, нет. Но ведь значительная часть общества может быть зомбирована под подобные состояния, например постоянным напоминанием по зомбоящику о прелестях мерзости. И мы за последние 12 лет наблюдали такие состояния в Ливии, Сирии, Украине. И в России это делается как всем известно регулярно.
То есть для того, чтобы создать хоть какую-либо честную общественную систему, надо сначала создать человека, а для хорошей системы нужен вообще ЧелоВек. Созданием системы создания ЧелоВека и занимается Виктория ПреобРАженская с СакРАльным именем Матерь Мира Мария ДЭВИ ХРИСТОС - чтобы убедиться достаточно открыть https://www.youtube.com/c/ВикторияПреобРАженская/videos
Её творчество, это создание системы создания ЧелоВека, необходимого элемента любой «формации». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|