Политико-экономическая ситуация вокруг России усугубляется пропорционально и равномерно. Ужесточение западных санкций в сочетании с дипломатическим и пропагандистским цинизмом западных держав с примкнувшими к ним бывшими «братскими странами» создает весьма сложную диспозицию. В том числе в регионе Евразийского экономического союза, ибо теперь санкции де-факто (а то и де-юре) распространяются на все сотрудничающие с нами страны и бизнес-структуры.
Алексей Балиев
Но официальной, четко обозначенной поддержки, оказываемой Москве в этих вопросах коллегами по ЕАЭС, не наблюдается. Зато налицо дефицит тщательно взвешенных политико-экономических ответов со стороны России – не в ущерб себе – на западную без преувеличения блокаду. Что обусловлено прежде всего сохраняющейся огромной зависимостью от экспорта углеводородного сырья в страны ЕС.
Зато всевозможные телешоу о коварстве, лицедействе Запада и тем более киевских властей в переизбытке. В означенном зарубежье это производит обратное впечатление, показывая по сути неспособность российской дипломатии грамотно, своевременно, притом комплексно реагировать и слабость внешнеэкономической политики страны.
Что же дальше?
Многие «трезвомыслящие аналитики» небезосновательно считают, что точкой отсчета нынешней ситуации стало не столько воссоединение Крыма с Россией, сколько состоявшиеся до этого выключение Украины из формирования ЕАЭС, хотя бы в статусе ассоциированного участника, и проигрыш в политическом влиянии на Киев. Уже эти тренды показали ограниченную дееспособность нашей профессиональной аналитики и дипломатии.
А страны ЕАЭС демонстрируют «сверхгибкость» в отношении и западных санкций, и ответных мер Москвы. К последним другие члены союза не присоединились и вряд ли присоединятся.
И в деле Скрипаля с последовавшей унизительной высылкой российских дипломатов из западных и примкнувших стран партнеры по ЕАЭС занимают осторожно осуждающую позицию.
Вспомним также, что между союзными Россией и Белоруссией поныне нет соглашения о взаимной выдаче преступников. А в Армении, Казахстане и Киргизии, входящих в ЕАЭС, действуют американские биолаборатории сомнительного профиля. В той же Армении с осени 2017-го русский язык официально объявлен иностранным. Но Москва считает, видимо, второстепенными эти вопросы в отношениях с ближайшими соседями.
Эти и другие дезинтеграционные факты учитываются на Западе, потому и прессингуют столь бесцеремонно. Там резонно полагают, что ЕАЭС вряд ли станет действенным аналогом Совета экономической взаимопомощи, созданного, напомним, СССР и его реальными стратегическими союзниками в начале 1949-го в качестве комплексной ответной меры на аналогичную нынешней блокадную политику Запада против нашей страны. Более широким ответом тогда же стали перевод рубля на золотую основу, инициированное и тщательно подготовленное Москвой международное экономическое совещание («Друзья золотого рубля»). Показательно, что 20 из полусотни государств-участников до этого были вовлечены не только в экономическую, но и в военно-политическую блокаду СССР и его союзников.
И первая была де-факто прорвана в результате, подчеркнем, досконально проработанных и принятых этими (и развивающимися) странами взаимосогласованных экономических предложений со стороны СЭВ и КНР, на тот момент планировавшей вступить в совет. Подготовку и реализацию таких инициатив и после данного форума продолжал курировать Сталин. Более того, уже в начале 1953-го Москва и Пекин в развитие генеральной линии совещания предложили ряду стран Латинской Америки и Восточной Азии формировать антидолларовые экономические блоки при поддержке со стороны СССР и КНР. И процесс пошел, но уже в 1954-м был фактически остановлен хрущевцами.
Почему этот многовекторный опыт не используется нами в региональных экономических комиссиях ООН, в БРИКС? Кстати, реальная деятельность последней, заметим, стагнирует уже три года, хотя наши партнеры и не участвуют в антироссийских санкциях. Почему бы не обратиться к сталинскому опыту для ассоциированного включения России в региональные (межрегиональные) экономические блоки? Последнее отнюдь не первый год успешно практикуют, например, КНР (в АСЕАН, Ассоциации стран бассейна Меконга, африканских экономических союзах) и Франция (в инициированной Парижем еще в начале 80-х Комиссии по Индийскому океану с участием в том числе региональных территорий и экс-колоний).
Чего не хватает нашим дипломатам и торгпредам – времени, знаний, профессионализма?
Нелишне вспомнить, что ответом Пекина на давление хрущевцев и их последователей, как и стран НАТО с Японией в середине 50-х – начале 70-х, стали досконально проработанная внешнеэкономическая политика и искусная дипломатия, позволившие развивать хозяйственные связи с СССР, его восточноевропейскими союзниками и даже с Западом, а еще более активно – с развивающимися странами. Все это в соответствии с концепцией «Трех миров» Мао Цзэдуна, причем ее основой он называл последнюю работу Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» – ее в КНР посейчас считают руководством к действию и применяют на практике («Страна невыученных законов»).
Такая комплексная линия успешно проводилась даже при разносторонней поддержке Пекином Северного Вьетнама (ДРВ), боровшегося с агрессией США, военно-политическом союзе с Албанией и Северной Кореей, которые были в тот же период (а КНДР поныне) в шаге от вооруженного конфликта с американским блоком. Следствие выверенного курса – тогда-то, на рубеже 60–70-х – не депортация дипломатов КНР и другие хамские выходки против нее, а широкое дипломатическое признание страны, включая ее принятие в ООН в 1971-м.
Экономические и внешнеполитические достижения Китая вынуждают Запад избегать попыток повторения прежней блокадной политики. Даже несмотря на официальное и общественное почитание в КНР Сталина, состоявшийся визит Ким Чен Ына, стимулирование Пекином «антидолларовой» торговли нефтью за юани и многое другое.
Схожие сюжеты и результаты грамотного реагирования на прессинг сильных мира сего можно найти в истории Албании, КНДР, ДРВ, Кубы, Мьянмы, Ирана, ЮАР, Южной Родезии – блокадных или находившихся под санкциями в 60–80-е и позже.
Есть чему поучиться – для комплексных зеркальных ответов.
Алексей Балиев, политолог
Опубликовано в выпуске № 13 (726) за 3 апреля 2018 года
vpk-news.ru/articles/41989 03.04.2018
|