Российская боевая авиация чрезвычайно разнообразна. Тут тебе и фронтовые истребители от разных конструкторских бюро, и многоцелевые – от четвертого поколения до почти пятого, и собственно пятое: Су-57, который вот-вот начнет поступать в войска, и, понятное дело, истребитель-бомбардировщик, и даже такая экзотика, как перехватчики.
На фоне лаконичного состава американских ВВС, все это разноголосие поколений, предназначений, разработчиков, выглядит как азиатская орда. Посудите сами, у тех же янки на вооружении стоят: истребитель завоевания превосходства в воздухе прежнего, уходящего, и нового, сменяющего, поколения; многофункциональный истребитель четвертого и такой же якобы пятого поколения; да еще старичок «Страйк Игл» (истребитель-бомбардировщик).
Сильных сторон в нашей структуре боевого состава ВВС можно искать сколько угодно, но нельзя не согласиться, что ее природа стихийна и продиктована все же, в первую очередь теми процессами, что происходили в стране последнюю четверть века. При этом военное командование не оставляет попыток сделать эту структуру стройнее, но пока не очень получается, особенно при нашем традиционном нежелании использовать такой инструмент, как списание старой техники. Взять тех же перехватчики МиГ-31 — их у нас больше, чем любого другого боевого самолета, при этом функционально они довольно ограничены.
МиГ-31 умеет не очень многое, но то, что умеет, делает лучше всех. Выше, быстрее, дальше – пожалуй, его девиз. Практическая дальность с вооружением и подвесными баками – до 3 000 км, скорость на большой высоте – 3400 км/ч, так больше никто не умеет. Собственно рабочая высота – свыше 20 км, вплоть до абсолютного рекорда в 37 км. И самолет довольно солидный для своего класса: максимальная взлетная масса – 46 тонн, на 8 тонн больше, чем у довольно крупного F-22, и на 16 тонн, чем у F-35.
У Миг-31 есть ряд особенностей летных характеристик, которые делают его бойцом с незаурядными способностями. Например, сверхзвук без форсажа, в горизонтальном полете и даже с набором высоты. Или высокая дальность обнаружения целей бортовой РЛС «Заслон», особенно её модернизированной версией – с 320 км, а поражение – с 280 км. Такие результаты недоступны никакому другому истребителю. Эти особенности делают Миг-31 отличным перехватчиком, он способен догнать и перегнать крылатую ракету и спустить с низкой околоземной орбиты спутник.
Кроме ракет «воздух-воздух», в принципе, может брать на борт и средства поражения «воздух-поверхность», такие как бомбы, противорадиолокационные и даже противокорабельные ракеты.
Но это, собственно, все, что умеет МиГ-31. Высокой маневренностью он не обладает, а значит, к истребителям противника ему лучше не приближаться. Способности невидимки также отсутствуют. Грузоподъемность в 5 тонн при полном баке явно не впечатляет. Ассортимент применяемого по поверхности вооружения весьма скуден.
В общем, совсем не многофункционален, как нынешние самолеты, и едва ли пригоден для боя с современными истребителями. Те цели, для которых создавался в 70-е МиГ-31 по большей части ушли в утиль, вместе с «Черным дроздом» SR-71 и разведывательными аэростатами. Посему, раз мы больше не ждем армад ракетоносцев над Арктикой, то собственно зачем нам этот уникальный, но узкоспециализированный самолет?
Вопросы такие задавались не раз, особенно в начале нулевых. Предлагали МиГ-31 списать или сократить численность его парка.
Американцы со своим перехватчиком F-14 «Томкэт» так и поступили – списали полностью.
Гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», запущенная над Санкт-Петербургом, способна уже через девять с половиной минут отправить на дно эсминец, ПВО которого, в лучшем случаи успеет понять, откуда шла угроза.
«Кинжал» – не крылатая ракета, он держится в воздухе за счет своей скорости. А для её развития ему нужно подняться за пределы плотных слоев атмосферы.
Для этого необходим самолет-носитель, быстрый, способный легко подниматься к пределам стратосферы и, желательно, имеющий хорошую дальность полета, чтобы расширить до максимума зону применения ракеты.
Эту миссию могут выполнять многие самолеты, от ракетоносцев до многофункциональных истребителей, и тот же Су-57 позднее займется этим, но все же лучше всего для этого подойдет МиГ-31, обладающий уникальными и очень нужными качествами.
Вместе они смертоносный тандем, в котором нивелированы слабые стороны каждого.
Очевидно, что из сотен МиГ-31 до носителя «Кинжала» будут модернизированы далеко не все. И также лишь несколько десятков МиГов обретут новые возможности в модификации БМ. Остальные со временем будут выведены из состава ВВС, тем более что, похоже, уже ведется разработка МиГ-41. Но в этой истории в первую очередь стоит обратить внимание на то, как Минобороны выжимает максимум из доставшегося от СССР вооружения, комбинируя его с новыми разработками и наделяя изделие едва ли не полувековой давности возможностью снова служить стране и сражаться с противником на новом уровне эффективности.
Пожалуй, об этой особенности – выжимания максимума из имеющихся, довольно ограниченных бюджетов, возможностей и оснащения, еще будут писать в учебниках. Россия здесь выгодно отличается не только на фоне стран СНГ и бывшего Варшавского договора, которые в основном способны только эксплуатировать с той или иной степенью эффективности советские армады, но и в сравнении с потенциальными противниками, побивающими рекорды в стоимости разработки.
Сергей Черкасов[1]
vpk-news.ru/articles/43424
|