Олег Гуров, Юрий Панкратов , «Столетие» – stoletie.ru 20.06.2019
Новейшие технологии и глобальная миссия России
В настоящее время границы привычного размываются на глазах, все стремительно меняется. Путешествие вокруг земного шара может занять считанные часы, в течение двухнедельного отпуска человек имеет возможность посетить разные страны на другом конце Земли. Буквально за секунды мы с легкостью находим в Интернете все, что нужно, невиданные объемы информации лежат у нас на ладони... С помощью смартфона мы общаемся по видеосвязи в режиме реального времени практически из любой точки пространства, а эту очевидную для современного человека возможность самые смелые фантасты не могли предсказать всего лишь полвека назад.
| |
Список чудес, которые стали существенной частью повседневности совсем недавно, можно продолжать бесконечно. Важно, что эти и многие другие явления относятся не только к сфере обыденной жизни, но также к политике, экономике, и познанию в целом. Ведь гуманитарные и точные науки сейчас настолько переплелись, что многие вопросы сегодня невозможно отнести к определенной сфере. В общественной жизни мы тоже наблюдаем некоторый хаос: футболисты и боксеры делятся собственными политическими прогнозами, артисты становятся президентами, политики читают тренинги о саморазвитии и гармонии, а бизнесмены публикуют в научных журналах статьи о философских и этических проблемах.
На предыдущих этапах развития общества существовали определенные маркеры, которые позволяли системно определить, насколько автор или спикер действительно принадлежит к кругу авторитетов. Этими маркерами были научные степени, принадлежность к научной школе или учебному заведению, определенному издательству. А в настоящее время, в период цифровизации жизни, все процессы ускоряются и трансформируются, и общество (в качестве потребителя) находится в неопределенности относительно ориентиров и даже самой системы координат…
В этом калейдоскопе становится сложно понять, кого действительно стоит считать авторитетом, на чье мнение можно смело положиться.
В мутной воде неопределенности авантюристы всех мастей создают вокруг себя и своих проектов так называемый хайп, становятся лидерами мнений, а затем стремительно монетизируют свою зачастую недолговечную популярность.
Подобная ситуация как минимум не повышает уровень культуры в обществе, и может привести к негативным последствиям для всех нас в самом неотдаленном будущем.
В каком направлении будут развиваться цифровые технологии дальше, кто их будет использовать и для достижения каких целей – это уже далеко не просто техническая или, шире, научная проблема. Это целый комплекс политических и социально-культурных вопросов, требующих всеобъемлющей и адекватной оценки, выработке стратегии по дальнейшему управлению их развитием.
Мы можем утверждать, что проникновение цифровых технологий во все сферы жизни уже привело к состоянию перманентной трансформации современности и образа человека. Еще в XX веке философ франкфуртской школы Г. Маркузе предложил модель «одномерного человека», создав портрет ограниченного человека, который является легким объектом для манипуляций, поскольку существуют в одномерной или двумерной системе координат. При двумерности мира человек получает ограниченный выбор между господствующим и оппозиционным, а при одномерности и вовсе лишен такой возможности, так как в этой системе оппозиционное растворяется в господствующем.
С другой стороны, как отмечает американский писатель Н. Карр в книге «Стеклянная клетка. Автоматизация и мы», используя цифровые технологии, которые заполняют все области человеческой жизни, человек не только попадает от них в зависимость, но и теряет связь с собственными чувствами, опытом и интеллектуальными способностями, рискует потерять социальные связи и разорвать культурные нити в целом.
Таким образом, пока не стало поздно, общество обязано взять под контроль развитие цифровых технологий и направить их на обеспечение социального и личностного роста каждого человека, сохранения культурного наследия и повышения уровня культуры.
При этом не стоит быть излишне пессимистичным: цифровые технологии не только проверяют на прочность традиционные устои и подвергают общество опасности потерять системообразующие основы, но в то же время могут предоставить новые возможности для сохранения, продвижения и популяризации культурного наследия России.
Культура и культурное наследие для каждого человека является существенной частью системы жизненных ценностей, и хотя разные люди обладают собственными мировоззренческими особенностями, общество в целом имеет общие базовые представления о том, что хорошо, а что плохо; что допустимо, а что неприемлемо; что важно, а что не имеет значения. В течение различных исторических периодов шкала ценностей претерпевала некоторые изменения, но главные сущностные критерии существовали всегда, и продолжают быть актуальными и сегодня.
В этой ситуации мы наблюдаем парадоксальное явление: с одной стороны, современный человек окутан комфортной инфраструктурой цифровых технологий, которые обеспечивают стабильный, комфортный и не требующих нагрузок образ жизни, а, с другой стороны, современное бытие наполнено избыточными многоуровневыми потоками информации, которые человек неспособен воспринять. Все это заставляет нас постоянно находиться в состоянии тревоги и воспринимать это напряжение, как нечто естественное и актуальное, более того, как основу существования.
Невозможно переоценить влияние цифровых медиа, которые являются важной составляющей формирующейся цифровой реальности и существенной частью жизни современного человека: социальные сети, блоги, каналы Youtube, по сути, транслируют человеку истины и смыслы, дают установки для восприятия того, что происходит в мире, и куда следует двигаться.
В условиях формирования цифровой реальности важная задача – это сохранение в новом пространстве культурных ценностей, которые являются не просто неотъемлемой частью жизни общества, но целым комплексом материальных и духовных активов.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определяют культурные ценности как «... нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты...».
Сохранение и продвижение культурных ценностей, основанных на культурном наследии в контексте новой реальности – задача идеологическая. Ни одно государство не может существовать и развиваться без идеологии. Приоритетной идеологической доминантой государства является унификация культурных ценностей и легитимация государственной власти, а также обеспечение социальной стабильности и консолидации общества. Еще одной важной целью идеологической функции является повышение уровня сознания человека, что осуществляется через пропаганду культуры.
Говоря о России, следует отметить, что кроме необходимости мощной идеологической работы внутри страны для использования национального культурного наследия во благо государства и общества, у нее есть и глобальная миссия в контексте развития всей мировой цивилизации: поддержание справедливого мирового порядка в силу сложившегося базового национального архетипа – стремления к правде и веры в совесть. Именно поэтому Россия, по своей глубинной сущности, является империей духа.
В истории культуры России примеров этому немало. Главной целью лучших произведений русской литературы является поиск справедливости. Вопросы нравственности и морали формируют основу российской духовности, дают ответы на извечные вопросы бытия. Говоря об одном из лучших фильмов А. Тарковского «Солярис», философ и писатель С. Лем отмечал, что вместо научно-фантастического фильма режиссер снял «Преступление и наказание». Творческие поиски гениального режиссера и в XX веке отражали сущность традиционной российской духовности.
Эта культурно-историческая, цивилизационная миссия России приобретает особое значение в условиях цифровизации всех сторон жизни, ведущей к поляризации общества. Возможности для интеллектуального и духовного развития сегодня практически неограниченны. С помощью цифровых технологий образование и просвещение стало доступным каждому, на специализированных платформах доступны учебные программы и курсы от ведущих учебных заведений, в открытом доступе находятся базы данных научных публикаций, художественных изданий, огромные массивы другой полезной информации.
В то же время, как уже упоминалось в начале статьи, среди огромных потоков информации не так уж легко выбрать и сконцентрироваться на том, что действительно ведет в духовному росту и повышению уровня культуры, а новоявленные лидеры мнений далеко не всегда соответствуют высоким стандартам великих людей, меняющих мир к лучшему.
Культурное развитие требует усилий, напряжения, размышлений – это, в некоторой степени, вызов. В обычной же практике все развивается по пути наименьшего сопротивления, и духовно незрелые люди концентрируются на простой по восприятию, не требующих усилий для осознания информации, растлевающей умы. И, как следствие, в обществе теряются здоровые ориентиры и ценности. Западное общество, краеугольным камнем которого является толерантность, не препятствует этому: каждый имеет право делать все, что считает нужным со своей личностью – это личный выбор человека.
Цифровые технологии и продолжающееся развитие потребления только стимулируют эти процессы, общество атомизируется и становится нежизнеспособным.
Это происходит из-за того, что люди забывают – благополучие оценивается не только по экономическим показателям, но и по уровню культуры и, как следствие, качеству отношений между людьми.
Чем лучше идеология государства связана с культурным наследием, чем больше она направлена на поддержание и развитие культуры и консолидацию общества, тем сильней и жизнеспособней государство.
Цифровизация всех стороны жизни – это не только риски и угрозы для культуры, но и перспективный инструмент, с помощью которых российское государство имеет реальную возможность не только обеспечить сохранение культурного наследия и поддержание уровня культуры в обществе, но и выполнить национальную историческую миссию – довести до всего мира наши идеалы.
И если стратегии цифровизации в бизнесе обеспечивают новые темпы роста и уже сформировали новые правила и функции, требующие перераспределение ресурсов, то в отношении культуры все гораздо сложнее. Этот вопрос является актуальным для российского государства. В феврале текущего года в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика», в ходе которых обсуждалось, что необходимо:
— сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
— обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;
— создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;
— принять меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;
— обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства.
Это необходимые условия для сохранения культуры в новой цифровой парадигме и возможности использовать культурное наследие нашей страны в целях сохранения национальной идентичности и транслирования российских культурных ценностей по всему миру.
Ж. Бодрийяр в «Прозрачности зла» пишет о том, что западное общество спешит в пустоту, что оно пережило себя: «…Это относится и к информации: избыток знаний безразлично рассеивается по поверхности во всех направлениях, при этом происходит лишь замена одного слова другим».
Мир не знает, куда следует двигаться дальше, и именно культура, основанная на традициях и культурном наследии, с помощью новых цифровых технологий может помочь современному человеку обрести необходимый мировоззренческий баланс.
Таким образом, цифровизация и связанные с ней технологии – это эффективные средства и инструменты, с помощью которых возможно и необходимо сохранить культурное наследие и развивать культуру. Цифровизация дает возможности для распространения национальных культурных идеалов и ценностей по всему миру, позволяет транслировать и доносить их до широкой аудитории и тем самым выполнить историческую миссию по поддержания мирового порядка с помощью мягкой силы – традиционных культурных ценностей.
Российское государство приступило к решению этой задачи с ее экономических аспектов. В 2017 году Правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В Московской области, Татарстане и других регионах России приняты соответствующие программы исходя из потребностей, местной специфики и особенностей.
Создана и ведет активную деятельность АНО «Цифровая экономика», чьей целью является содействие развитию цифровой экономики в России за счет поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, облегчения коммуникаций между государством, бизнесом и академической сферой.
Мы полагаем, что наступило время объединить усилия в различных секторах общественной деятельности. Для выполнения этой задачи, актуальной не только для нашей страны, но и для мировой цивилизации, требуется взаимодействие на всех уровнях для формирования идеологической платформы, основанной на российском культурном наследии и учитывающей вызовы цифровизации, а также для создания отечественных технологических решений, призванных обеспечить цифровой суверенитет и достойно представить цифровую идеологию России.
Олег Гуров, Юрий Панкратов
Источник stoletie.ru/obschestvo/cifrovoj_vyzov_520.htm 20.06.2019
|