Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов поддержал возвращение уроков астрономии в школьную общеобразовательную программу. Об этом он заявил, отвечая на вопросы интернет-пользователей, поступившие на его страницы в социальных сетях и в интернет-приемную сайта mironov.ru
«Уверен, что астрономию нужно преподавать, – сказал Сергей Миронов, отвечая на один из вопросов. – Это уникальная и очень интересная наука. Пожалуй, нет ни одного человека, который не смотрел бы в звёздное небо, не задумывался о передвижении небесных светил. И конечно, нужно понимать происходящие процессы, иметь представление о небесной механике».
Пользователи социальных сетей задали С. Миронову и другие вопросы, касающиеся сферы образования. В частности, в ответ на обращение Маргариты Саргаткиной из Ставрополя лидер СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ рассказал, что поддерживает идею создания перечня литературы, обязательной к прочтению для всех выпускников школ в нашей стране, и добавил, что в этом вопросе чрезвычайно важна позиция родителей.
Многие из обратившихся к С. Миронову интересовались мнением руководителя парламентской партии о результатах Единого дня голосования 18 сентября 2016 года.
Сергей Миронов ответил на все вопросы, подробно рассказав о своей позиции.
С полной версией ответов С. Миронова на вопросы интернет-пользователей можно ознакомиться по ссылке.
Возвращение к звездам: почему школьный урок астрономии так бесит либералов
Владимир Винников

Возвращение в школьную программу предмета астрономии, заявленное Ольгой Васильевой, сразу обнажило всю лживость любых завываний «креаклов» о якобы «православном мракобесии» нового министра образования и науки РФ.
Конечно, продолжая тему, они могли бы сказать, что теперь науку о звездах в российской средней школе будут преподавать с позиций геоцентрической системы Птолемея, но тогда ложь стала бы уже смешной… Поэтому мейнстрим либеральной критики наверняка сместится в сторону «заботы о детях»: мол, зачем их нагружать еще какой-то астрономией, они даже с таблицей умножения и «жи-ши» не справляются, да и выкроить дополнительные учебные часы из расписания уроков, и без того сверхплотно упакованного, — просто невозможно, проще вытащить кусок антивещества из «черной дыры»…
Дескать, не профессионал в сфере образовательных услуг Ольга Юрьевна! Ох, по гороскопу, видно — не профессионал…
Так нужна ли астрономия как отдельный предмет в средней школе? Не лучше ли оставить ее «интегрированной» с курсом физики, на несколько уроков, как это практикуется с 1993 года?
Кант и Гагарин над головой
Лично я заканчивал школу в 1980 году и астрономию изучал по стандартному учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, первое издание которого (в соавторстве с М.Е. Набоковым) вышло еще в 1935 году. Не могу сказать, что этот предмет был в числе любимых — в выпускном классе приходилось все внимание уделять другим предметам. Но помню, что представить даже взаимное движение Солнца, Земли и Луны категорически не удавалось — как сказали бы сегодня, препятствовал низкий уровень 4D-мышления. А его — точно так же, как, например, владение иностранными языками, развивать чем раньше, тем лучше.
Наверное, для достижения этой цели есть и другие, даже более эффективные инструменты педагогического тренинга, но Солнце, Луна, звезды — они всегда над нами, они задают совсем иной, космический масштаб нашего мировоззрения.
Не зря Кант говорил о «звездном небе над головой и нравственном законе внутри нас» как о двух самых удивительных и побуждающих к познанию мира и самого себя жизненных феноменах. Да и полет Юрия Гагарина, и вся наша космическая программа вряд ли могли состояться без «стартовой площадки» в виде всеобщего преподавания астрономии.
Поэтому возвращение данного предмета в школьные классы будет означать переход российской образовательной системы на качественно новый, более высокий уровень. Во всяком случае, эта система перестанет быть «профитоцентричной», ориентированной на сиюминутную, «здесь и сейчас» максимальную прибыль, и предложит соотносить свои интересы с изменениями «больших систем».

Куда бы встроить небо?
Но преподавание астрономии, на мой взгляд, лучше все-таки перенести из выпускного 11-го класса. По родительскому опыту знаю, что последний учебный год в школе сейчас никто не учится и ничему не учат, — идет тупое «натаскивание» на сдачу ЕГЭ, от результатов которого зависит все и для преподавателей, и для учеников.
Идеально было бы встроить этот предмет в программу учебного года, следующего за изучением ньютоновского закона всемирного тяготения по физике — который сегодня изучают только в девятом классе, а надо бы уже в седьмом. Последнее, правда, потянет за собой изменения в программе математики, где квадратные уравнения сейчас «проходят» только в восьмом–девятом классах, а при СССР спокойно «щелкали» на год–два раньше.
То есть «просто так» встроить астрономию в нынешнюю школьную программу не получится; вернее, это будет на 90% бесполезной дополнительной нагрузкой. А не «просто так» — необходимо изменение всей программы средней школы. И вот это — пожалуй, главное в инициативе Ольги Васильевой.
Потому что заявленный одним из ее предшественников на посту главы Минобрнауки, Андреем Фурсенко, принцип: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других», — никто не отменял. Более того, данный принцип неуклонно реализовывался на практике даже не с 1991 года, а со второй половины 70-х годов.
Понятно, что с такой установкой ни о какой глобальной конкурентоспособности российского общества и российского государства даже речи идти не может — если просто «квалифицированно пользоваться результатами творчества других», то вечная зависимость от этих «других» гарантирована полностью и навсегда.

Логикой — по евромайданам
Так что Ольга Васильева, высказавшись «за» астрономию в российской школе, наносит пусть отложенный, но мощный удар по нашим западным «партнерам», и те наверняка всеми силами будут пытаться воспрепятствовать реализации таких планов.
Но астрономии и связанной с ней трансформации нынешней «потребительской» школьной программы, на мой взгляд, все-таки будет недостаточно для получения Россией глобального конкурентного преимущества. Нокаутирующим ударом стал бы возврат в школу заодно и предмета логики, который преподавался у нас в стране до революции (в гимназиях), а также в короткий послевоенный период 1947–1953 годов.
Конечно, считается, что человеком, который обладает логическим мышлением, управлять гораздо сложнее, а потому подобное образование «не для элит» противоречит интересам любой «властной вертикали». На самом же деле, такого человека просто гораздо труднее обманывать — в том числе евромайданами и прочими «цветными революциями». А вот управлять им, с целью реального развития общества и укрепления государства, — наоборот, легко и безопасно.
Поэтому возвращение астрономии — и логики — в российскую школьную программу, уверен, сделает гораздо больше для процветания нашей страны и для создания в ней «симфонии» власти и общества, чем индексация пенсий или таргетирование инфляции.
riafan.ru/557512-vozvrashchenie-k-zvezdam-pochemu-shkolnyi-urok-astronomii-tak-besit-liberalov 22.09.2016, 13:43
|