afrinz.ru – "«Могут пригнать авианосец»: как Ростсельмашу удается конкурировать с США и ЕС в Африке - ИА "Африканская инициатива""
(12.10.2024, 09:16 (14.10.2024, 11:35))
Африка становится значимым направлением для российского экспорта. В 2023-м доля поставок товаров на континент удвоилась, обогнав Северную и Южную Америку, указывала[1] ФТС. Спрос в африканских странах растет не только на пшеницу, нефтепродукты и удобрения из России, но и на отечественную сельскохозяйственную технику – до четверти всего африканского рынка комбайнов обеспечивает российский завод «Ростсельмаш». О привлекательности африканского рынка, лоббистском противостоянии с США и особенностях работы в регионе в беседе с «АИ» рассказал президент ассоциации «Росспецмаш» и совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин.
– Константин Анатольевич, расскажите о последних достижениях российского сельхозмашиностроения на африканском рынке.
– Рынок интересный, перспективный, по нескольким причинам: Африка развивается экономически и технологически. Население во всем мире растет, а значит потребуется больше продовольствия, в том числе в Африке. Мы видим большой потенциал по увеличению посевных площадей под зерновые культуры, на которых мы специализируемся. Поэтому мы внимательно смотрим на Африку. За последние лет пятнадцать мы поставили машины в 12 африканских стран. Это Северная Африка: Алжир, Египет, Ливия, а также Центральная и Южная Африка.
Рынки пока не очень большие, поставки машин в каждую из стран измеряются десятками. Продать 30 комбайнов – уже успех. На все африканские страны у нас приходится 70 проданных машин в год. Это, конечно, не Россия, которая ежегодно забирает 6-7 тыс машин. Для нас внутренний рынок, конечно, основной. На экспорт мы поставляем 9% от общего производства. Но экспортный рынок тоже очень важен, помогает нам быстрее развиваться. Надеемся выйти по поставкам на сотни машин, может, на тысячи ( озвученный в 2023-м план «Ростсельмаш» предполагал поставку в страны Африки около 400 комбайнов и тракторов до 2028 года, – АИ).
16 комбайнов Ростсельмаша прямо сейчас работают на полях Египта, еще пара – в Кении и неподалеку от суданской столицы, Хартума. Наши комбайны оборудованы системой GPS и их перемещения видны на специальной карте Ростсельмаша для удаленного мониторинга. С ее помощью можно отслеживать каждую машину, даже те из них, которые только направляются для работы в африканские страны.
Наша техника любые зерновые убирает: просо, сорго, рис. Но в каждом конкретном случае происходит адаптация под рынок. Мы подбираем специальные адаптеры, жатки, разбрасыватели, настройки комбайнов подбираем. Все модификации надо испытывать, технику адаптировать.
– Насколько значима для экспорта сельхозтехники политическая поддержка?
Экспортные контракты очень сильно зависят и от политической поддержки здесь, в России, так и от политической позиции на местах. Такие сделки сильно подвержены политическому влиянию. Во-первых, сама отрасль важная, престижная, связанная с изменением уклада – в Африке, как правило, небольшие хозяйства, небольшие поля. А применение таких машин, которые производим мы, связано с изменением сельского уклада. Наша техника предназначена для больших хозяйств и больших полей. Поэтому мы поставляем ее в регионы и страны, которые вовлекают в сельхозоборот большие площади. Есть проекты в Судане и Алжире, связанные с орошением земель, ранее не вовлеченных в сельское хозяйство. Начинают поливать угодья и покупают для этого технологии, связанные с посевом, с уборкой урожая. Зимбабве интересна, важна, звучала также Гана в списке наших направлений поставок. Остается и ЮАР.
– Расскажите о специфике работы в регионе, как удается выходить на сделки с африканскими странами?
Главное для нас – найти партнера, который бы обслуживал нашу технику. Без этого смысла поставлять машины нет. Нельзя просто продать комбайн и забыть про него. Если продал комбайн и его не обслуживаешь – все. Он сломается, его никто не сможет починить. Приедешь через год, скажут: дрянь продал, уезжай отсюда. Надо научить людей на нем работать, научить его обслуживать. Создать склад запасных частей, осуществлять гарантийный ремонт. Нам нужен местный партнер, которому мы поможем, научим техническому обслуживанию и ремонту, чтобы они взяли эти функции на себя. Выйти на рынок, по большому счету, это найти такого партнера, который располагает складом, у которого есть машины для сопровождения, обученный персонал.
Важно также, чтобы партнер пользовался политической поддержкой. Президент Египта ездил на нашем комбайне, показывали по телевидению. [Когда удается найти регионального партнера], в местных газетах пишут, что теперь мы покупаем комбайны в России. А почему Россия? И сразу политика включается, начинают нам противодействовать. Посольство американское звонит:“не покупайте в России!”
– А США взамен предлагают контракты со своими производителями?
Да, могут пригнать авианосец… У Запада много рычагов на африканские страны. Западные страны – наши основные конкуренты. Америка и Германия в первую очередь. Китай пока для нас не является сильным конкурентом – там другое сельское хозяйство, другие машины. Там маленькие поля, рис. Для пшеницы у них пока не развит сегмент сельхозмашиностроения.
– Способна ли Россия на такое же лоббирование своих производителей, как это делает США?
Политической поддержкой мы тоже располагаем, например, в Египте, куда ездил Денис Валентинович Мантуров, ныне первый вице-премьер, тогда еще министр, прокладывал для нас дорогу. Там создали Российскую промышленную зону (РПЗ). ( До 2026 года на проект направят 9,5 млрд руб. из федерального бюджета, – АИ). Там нам предлагают создать сборку комбайнов, фактически локализацию производства. Это предложение Минпромторга. Конечно, сборка при таких объемах продаж 20-30 штук в год смысла не имеет. Тем не менее, Минпромторг готовит такие программы.
«Росатом», который тоже зашел в Египет, напротив, за собой смежные отрасли не тянет. Не ставит условия: если мы для вас строим атомную электростанцию, то покупайте и российскую технику. Пока ни разу мы не видели такой поддержки.
В отличие от США у нас почти отсутствует финансовая поддержка. Америка, например, дает африканским странам кредиты: долгосрочные межгосударственные и коммерческие. Россия такие кредиты сегодня не дает, у нас деньги дорогие. Америка под 1% дает на 20 лет, а мы – под 20%. Не работают у нас кредиты. Это политика нашего Центробанка.
В мае 2024 года первая партия из 10 самоходных машин производства «Ростсельмаша» прибыла[2] в Ливию морем. Среди них зерноуборочные комбайны TORUM 785, ACROS 595 Plus и самоходные косилки KSU 2. Техника была укомплектована жатками для разных зерновых культур, в том числе для уборки кукурузы. Машины были специально адаптированы к условиям работы в Ливии. За последние пять лет рост отгрузок комбайнов «Ростсельмаша» остается стабильным. Комбайны уже успешно работают в Египте, Алжире, Судане, ЮАР, Анголе, Эфиопии, Нигерии, Зимбабве.
Ссылки
[1] – | Россия стала поставлять больше товаров в Африку, чем в обе Америки — РБК
19.04.2024, 09:00
С 2023 года Африка стала для России более значимым экспортным направлением, чем Северная и Южная Америка, следует из данных ФТС. Перспективны поставки на Африканский континент удобрений и продукции машиностроения, говорят эксперты
rbc.ru
|
[2] – | Ростсельмаш / Ростсельмаш уверенно продолжает расширять свое присутствие на африканском рынке. Важным этапом развития экспорта стала первая партия из 10 самоходных машин, которая на днях прибыла в Ливию морем.
Речь идет о зерноуборочных комбайнах TORUM 785, ACROS 595 Plus, самоходных косилках KSU 2. Техника полностью укомплектована жатками для разных зерновых культур, в том числе для уборки кукурузы. Качество и проверенная надежность машин, а также целевая адаптация к условиям работы в Ливии, стали основными факторами, способствующими успешному входу на этот рынок.
t.me/rostselmash_official/2238
|
|