Евгений Фёдоров ВО , «Военное обозрение» – topwar.ru 25.11.2024, 04:56

Хорошо забытое старое
Если отстраниться от современной ситуации, то ничего хорошего в импортозамещении нет. Прежде всего, для конечного потребителя. Чего всегда желает потребитель? Чтобы было и недорого, и качественно. Чтобы приходил в супермаркет или автосалон и задешево отоваривался. Только тогда большая часть продуктов будет не отечественного производства. Окажется, что в Китае лучше делают бытовую технику, в Европе и Японии автомобили, а сельскохозяйственную продукцию проще везти из Южной и Северной Америки, чем выращивать у себя. Потребитель доволен, но позже начинаются фундаментальные проблемы: безработица (где трудиться, если всё производство за рубежом) и тотальная зависимость от внешних игроков.
За примерами далеко ходить не надо. Украина после распада СССР не смогла или не захотела сохранить собственную промышленность, благословив внутренний рынок импортным поставщикам. В итоге часть населения вынуждена была искать работу в Европе в сфере услуг, часть перебивается чем может, остальные трудоустроились в сельском хозяйстве. Десятилетия киевских диверсий против собственного народа превратили Украину в третьеразрядную сельскохозяйственную страну.
Тотальная зависимость от импорта не только рушит суверенный интеллектуальный потенциал, но и позволяет иностранцам диктовать свои условия. Россия, к сожалению, попала в эту ловушку. Иностранцы подмяли под себя автомобильную промышленность, а рыночная экономика фактически поставила крест на гражданском авиастроении. Последней каплей должна была стать продажа предприятий ВПК иностранным «партнерам», но до этого, к счастью, не дошло. Хотя и свои менеджеры немалую часть военных заводов довели до ручки.
Ситуация с импортозамещением в России одновременно проста и сложна. С 2022 года малый и средний бизнес достаточно оперативно смог заместить широкий спектр товаров широкого потребления. Речь идет о продуктах питания, одежде и простых бытовых вещах, которые ранее завозились из заграницы. Сейчас кажутся смешными страшилки «экспертов» образца 2022 года, обещавших России возврат в худшие годы горбачевской перестройки.
По оценкам ученых Российской академии наук, в прошлом году не менее полутора процентов роста ВВП государства обеспечил малый и средний бизнес, занятый в импортозамещении простых товаров широкого потребления. Помогли еще и дырявые санкции Запада. Точнее, невозможность отслеживать поставки «запрещенки» в Россию через третьи страны. Совокупный объем импорта за пару лет не просто не упал, а даже немного вырос в стоимости..

Но на этом хорошие новости заканчиваются, и наступает время сложностей. Точнее, даже не сложностей, а полного непонимания рядом чиновников реального положения дел в стране. Есть ощущение, что люди, разрабатывающие программы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях, мыслят категориями легкой промышленности. Заменить сумочки Prada продукцией из Иваново, вероятно, возможно, но так же быстро довести до ума авиамотор ПД-14 для воздушного лайнера МС-21 невыполнимо. Но что авиация – не смогли до сих пор наладить производство полностью отечественных холодильников.
В автомобилестроении ситуация не менее сложная, но еще и обостренная конкуренцией с Китаем. Отдать внутренний рынок Поднебесной означает оставить без работы Тольятти и еще несколько десятков городов поменьше. А если отказаться от китайского автопрома и ввести запрещающие ввоз пошлины, то тогда потребителю придется привыкать жить десятилетиями с Грантами и Вестами по цене однокомнатной квартиры в Москве. В балансировании между двумя огнями ничего хорошего нет – «АвтоВАЗ» при вынужденном импортозамещении накопил более 100 млрд рублей долга. Заметим, что никакого демпинга в ценах для внутреннего потребителя не было. Всем уже стали привычны Нивы по миллиону и Весты по 2–2,5 миллиона. Это что-то из области фантастики, но на самом деле новая реальность. Как и реальность погашения долгов «АвтоВАЗа» из российского бюджета. Минпромторг обсуждает меры поддержки автогиганта, и нет никаких сомнений, что эта поддержка будет оказана.
Тревожно и в Набережных Челнах. Камский автозавод, достаточно успешный в импортозамещении, за минувшие девять месяцев потерял почти треть продаж. Это может объясняться как напряженным оборонным заказом, так и агрессивным наступлением китайских грузовиков.
Что будет дальше
Одной из самых амбициозных задач, поставленных перед отечественной промышленностью, является импортозамещение в производстве микропроцессоров. Америка десятилетиями использует эту стратегически важную технологию в качестве санкционного оружия. Япония, Тайвань и Нидерланды – три страны, способные строить современные фотолитографы и одновременно находящиеся в тотальной зависимости от Соединенных Штатов. Только Вашингтон решает, кому можно продавать машины для печати чипов и микросхем, а кому нельзя. России и Китаю, само собой, запрещено в первую очередь. Импортозамещение в этой отрасли без преувеличения можно назвать второй космической программой, и идет оно ожидаемо ни шатко ни валко.
Пару лет назад информационное поле пестрело красивыми заголовками наподобие «Догоним и перегоним Америку!», но со временем публикаций стало заметно меньше. На данный момент есть лишь работающий прототип или даже демонстратор технологий, способный выпускать 350-нм чипы. Заметим, не серийный образец, а лишь экспериментальная установка. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак в мае 2024 года был лаконичен: «Первый отечественный литограф мы собрали, сделали. Он сейчас проходит уже испытания в составе технологической линейки в Зеленограде». 350-нм техпроцесс очень неплох для страны с производственными мощностями 30-40-летнего возраста, но в мире уже работают машины, способные печатать 3-5-нм чипы. Сейчас Россия отстает от стран Запада на 25 лет. Догнать соперников у нас решено быстро и эффективно. В 2026 году будут 130-нм чипы, а спустя еще два года и 28-нм.

Не менее впечатляющие темпы импортозамещения были обозначены для гражданского авиастроения. Всем известна Программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Оправдать авторов этого документа можно только тем, что летом 2022 года они верили в скорейшую победу России в спецоперации, после чего все силы государства будут брошены на самолетостроение. Уже в 2023 году сроки поставок новых лайнеров сместили вправо. Будете смеяться, но к концу текущего года перевозчики должны были получить два десятка «Суперджетов», шесть МС-21 и семерку Ту-214. Ничего из этого не случится.
О том, что правительству чиновники от авиаотрасли пускали пыль в глаза, похоже, понятно стало только сейчас. Начались кадровые перестановки. Юрия Слюсаря, председателя правления «Объединенной авиастроительной корпорации» с 2015 года, перевели руководить Ростовской областью. Очень неплохой парашют для чиновника, который, мягко говоря, не вырулил самолетостроение на взлетную полосу.
Его место занял Вадим Бадеха, прежде руководивший «Объединенной двигателестроительной корпорацией» того же «Ростеха». Он типичный эффективный менеджер из команды Дениса Мантурова и должен, прежде всего, заставить слаженно работать две авиационные вотчины – самолето – и моторостроителей. Пока такой тандем не очень себя проявил. Вверх по карьерной лестнице пошел Александр Грачев, занявший место руководителя «ОДК» взамен Бадехи. До этого менеджер управлял предприятием «ОДК-Климов», специализирующимся на газотурбинных моторах и входящим в периметр «Ростеха».
Замена столь высоких начальников в разгар импортозамещения в авиаотрасли – очень нехороший знак. Несмотря на то, что люди пришли не с улицы, они некоторое время будут вникать в курс дела, менять команду управленцев под себя, и гражданский сектор авиастроения потеряет в темпе еще полгода-год. Поэтому ждем очередного смещения сроков взлета отечественных самолетов вправо?
У авиаперевозчиков дела пока идут неплохо, но первые черные лебеди уже полетели. 21 ноября стало известно о вынужденных простоях каждого второго из 68 европейских Airbus A320/А321neo в России. Технически они исправны, но авиакомпании решили попридержать ресурс авиамоторов для большого сезона в следующем году. Вроде и не критично, но на стоимости перелетов это точно отразится. Дефицит широкофюзеляжных самолетов заставляет авиакомпании закладывать расходы на промежуточную посадку при перелете на Дальний Восток и обратно. Дозаправка планируется в Красноярске, что сулит лишние деньги и потерю времени.
Если ситуацию в авиастроении не исправить в ближайшее время, на внутренний рынок придется запускать зарубежные авиакомпании. Это на время поможет, но заметно снизит доходы российских перевозчиков. А они должны, напомним, закупать отечественные «Суперджеты», МС-21 и Ту-214. Где брать деньги, если маршруты будут за иностранцами? Такая ситуация типична не только для авиастроения, но для большого круга отраслей, где нам пришлось заново учиться делать сложные вещи. Что делать, спросите? Прежде всего, научиться строить реалистичные планы, иначе будущее для нас будут строить совсем другие люди.
Евгений Фёдоров ВО
Комментарии
Leontrotsky (Leon)
Ну, для того, чтобы понять, чем отличаются – достаточно сравнить ВВП в конце 90 и сейчас. Если при ЕБН экономика скукожилась до уровня голландской, то сейчас по данным МВФ (недружественнойк РФ организации)-РФ занимает четвертое место в мире ВВП по ППС. Я, навскидку, могу назвать кучу проектов реализованных за последние 10 лет, ну а Вы вспомните таковые же во времена ЕБН. Итак, поехали-Крымский мост, терминал в Усть – Луге, Терминал СПГ на Ямале, турецкий поток, сила сибири, ледоколы проекта 22220, калибры, цирконы, сарматы, СУ-57, комбайны Ростсельмаша и ПТЗ, фрегаты 22350, РПКСН и многоцелевые ПЛ, отстоены прекрасные города-Москва (помните Москву в 90?), Сочи, Питер, Казань, Грозный и многие другие, подводный телескоп на дне Байкала, свой литограф, блестяще проведены ЧМ-2018 и ОИ-2014. Ну хватит, хотя ожно и дальше продолжать. Ну а теперь-Ваша очередь.
Алексей Давыдов
Население смотрит эти спектакли из своего зрительного зала уже 33 года.
В 90 - годы много бывших советских людей из этого зала умерло не сумев, или не пожелав вписаться в бандитский уклад разрушения и проедания страны. Те, кто остался, приспособились и постепенно стали частью народа, предающего вместе с властью свою страну за колбасу, ипотеку и потребительские кредиты.
Наступает момент истины.
Враг уже готов уничтожить колониальную Россию превосходящими более чем в 4,1 раза силами и блокировать через свою колониальную администрацию любые попытки страны спастись.
Зрительный зал незаметно превращен в уютный загон при Европейской бойне.
Неужели мы считаем, что сможем вместе со своими детьми и дальше оставаться зрителями?
Алексей Давыдов
Выдерживает, только потому, что Россия гегемону еще нужна живая.
С кем будет война НАТО и Японии, если Россия уже сейчас начнет распадаться?
Кто уничтожит народ России, если эта война не начнется?
Неуничтоженный народ ведь сметет колониальную власть и потянется к СЯО.
Российское СЯО тоже не уничтожишь - оно необходимо чтобы удерживать Китай от захвата Востчной Сибири.
Так что все пока идет по плану. По ИХ плану.
Вот так вот. В таком разрезе.
Leontrotsky (Leon)
В 2017 году компания «Щелково Агрохим» объединила свои усилия по созданию конкурентоспособных гибридов сахарной свеклы с холдингом «Русагро», создав совместное предприятие «СоюзСемСвекла» в Воронежской области.
В этот проект привлечены лучшие селекционеры, специалисты в области молекулярной генетики, биотехнологи и семеноводы, взаимодействуют с ФГБНУ "ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л. Мазлумова".
Новые гибриды не гниют в отличие от зарубежных корнеплодов, устойчивы к болезням и засухе.
СоюзСемСвекла вывела уже 25 гибридов, 7 из них коммерциализированы:
1-Буря (2020 г.)
2-Вулкан (2020 г.)
3-Бриз (2020 г.
4-Волна (2020 г.)
5-Прилив (2020 г.)
Все 25 сортов не приведу, долго-ограничусь пятью)))
Олег Пленкин
Евгений, что такое общественно-производственные отношения? Это очень сложная система организации взаимодействия и взаимозависимости государственной власти, общественной власти, производственных предприятий и инфраструктурных организаций. Какое место в этой системе должны занимать финансовое ростовщичество и торговая спекуляция ресурсами, недрами, людьми? Никакое! Но они, последние 30-ть лет, являются фундаментом структуры собственности и структуры экономики существующего режима господства частной собственности. Причём, режима "периферийной" олигархии, встроенного в глобальную либеральную экономику, в качестве сырьевого придатка.
Теперь, логически, напрашивается сакраментальный вопрос: "- Какая сволочь, всё это, оганизовала? Откуда она, вообще, взялась? Или она прилетела к нам с Марса или Венеры? Или это были коварные западные шпионы, подло пробравшиеся в органы, ещё советской, власти?"
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде чем говорить о том, что необходимо делать, надо изучить и провести серьёзный генезис российской власти, за последние 40-к лет. Кто они вообще, кто и кем были родители, и родственники? Где работали и чем занимались до уничтожения СССР? Какое участие и, в каких структурах, принимали, во время проведения "процессов" приватизации и акционировании советской гос.собственности, как, и кем двигались по карьерным лестницам Советского Союза и РФ, провести анализ взаимодействия с финансово-экономическими структурами и спец.службами Запада, начиная с 60-х годов ХХ века, с того момента, когда "за бугром" открывались первые совместные предприятия, фирмы и банки? Думаю, что всё это будет достойно своего "Нюрнбергского" процесса( и работы национальных спец.служб на многие-многие годы расследования преступлений против своего собственного населения(...
...А результатом деятельности этих "марсиан"-пауков является то, о чём вы написали в своей статье. Но если нам, по-прежнему, необходимы самые современные общественно-производственные отношения, так как без них невозможно создание и функционирование высокотехноглогичного и наукоёмкого производства, а также передовой инфраструктуры его обеспечения и обслуживания, значит, жизненно необходимо появление настоящего Социального государства и серьёзной общественной власти, способных, эти самые общественно-производственные отношения создать, контролировать, и развивать постоянно, в интересах основной массы трудящегося образованного, и квалифицированного населения России. Или нас "сомнут"(.
JustMe (Михаил)
Ну вот простой пример.
Я в 2008-12 годах работал в НИИ Физических Измерений (г. Пенза). В эти годы бюджет НИИ рос как на дрожжах и достиг феноменальных нескольких миллиардов в год (для справки, зарплаты у меня и мне подобных была нищенская). Зам директора по науке Блинов обещал за эти деньги и чудеса фемто-технологий (да! да! - фемто.., может быть кто-то еще помнит что такое нано- и как оно соотносится с фемто- и диаметром типового атома). Была закуплена линия пьезокерамики за сумасшедшие деньги. Блинов обещал решить все проблемы страны с УЗИ-сканерами. Пьезо-керамика могла бы пойти в те же гидрофоны для защиты наших военно-морских баз и находящегося там флота.
Мое впечатление от всего тамошнего руководства - вот есть стадо свиней которые жрут бюджет, никому не дадут сделать что либо путное и никого не пустят на свою поляну.
михаил3 (Михаил)
Если отстраниться от современной ситуации, то ничего хорошего в импортозамещении нет.
Дальше, в принципе, можно не читать. Все уже понятно)
Давайте, я кратко поясню то, что неоднократно озвучивал. А именно, почему у нас такие адовы проблемы с этим самым замещением.
Вот смотрите - украл я, к примеру, Очень Много Денег. Кто именно их украл у нас, то все знают, да? Ну и вот. Кто я такой? Я вор. Талантливый. Прямо мастер. Чем я могу на этом свете заниматься? Ну так ясно чем - дальше красть! Проблема лишь в том, что ситуация сильно поменялась. На самом верху осознали, что продолжение веселого грабежа и растаскивания уничтожит страну. И что же делать?
Первая реакция - убежать на Запад, утащив туда в защечных мешках побольше. Не работает, там мешки моментально освобождают, а тащунчиков то в тюрьму, то в канаву тапками кверху. Что дальше? А дальше вот что.
Надо запустить процесс "работы денег на страну". То есть основать здесь эффективный бизнес. Вроде бы, при наличии ОЧень Много Денег это не проблема. Вот только... я ж вор! Какой из меня бизнесмен? Все, что я умею, для чего я приспособлен, это портить, ломать, рвать на куски, уничтожая все, чтобы в процессе как можно больше украсть. Ну, такая себе "работа на страну".
Что остается? А остается поехать на Заокраинный Запад, и там договориться, чтобы тебе поставляли какой то товар. Можно задорого, краденого же не жалко! А ты тут создашь "холдинг", который будет все это продавать. С таким "бизнесом" любой вор справляется. Только одна проблема.
Тут, прямо на месте, периодически разные там, которые воров не любят и даже презирают (вот негодяи!!) пытаются произвести свой товар, который не хуже твоего, да еще и дешевле! Так что отныне у тебя две задачи. Пропихивать западные товары везде, и всячески плющить тех, кто пытается производить что то такое здесь. Надо наладить производство самолетов? Нет ничего проще) Надо определить тех, кто извлекает максимум выгоды из поставок зарубежных самолетов, и прижать их. И так со всеми видами товаров и продуктов, которые надо импортозаместить. Только и всего.
Aleprok (Алексей)
Потеря компетенций катастрофическая(( Выхода из этого вообще не видно(
Даже у Сталина во время индустриализации больше шансов было, чем он и воспользовался ("великая депрессия" помогла частично, плюс энтузиазм населения страны, а кое-где, к сож, и репрессивная машина). Сейчас этого нет от слова вообще.
Сейчас условия очень жесткие и легче не будет, удавка накинута и ослаблять её на Западе не собираются, все цели озвучены. "Союзники" тупо наблюдают как мы корчимся. Неужели действительно выход только через большую войну?
Alexior_Brante (Alexior)
В правительстве должен быть создан новый контролирующий орган, который прекрасно осведомлен о себестоимости технологических операций всех типов, в том числе сложных и особо сложных.
Создать такой орган можно только из технарей с огромным практическим опытом работы на основных производствах ОПК, НИИ и т. п. - это должна быть, своего рода, техническая полиция, которая способна неиллюзорно привлечь акционера к ответственности за объективное невыполнение требований его предприятием.
Эта организация должна контролировать и отслеживать технологические цепочки производства всех изделий, даже самолетов и кораблей, по всем предприятиям-смежникам. Анализировать обоснованность включения в цепочки тех или иных предприятий, а также контролировать стоимость выполнения типовых операций.
Нелишним будет и независимая экспертиза важнейших деталей в собственных лабораториях на предмет соответствия требованиям ТЗ.
Это так - программа минимум по ликвидации всего этого, кхм, белого пушного зверька..
Jacques Sekavar (Ольга Александровна)
Деление мира на множество гособразований, каждое из которых руководствуясь интересами своего правящего класса, по мере возможности, вставляет палки в колёса естественному историческому процессу мировой глобализации.
Постепенное отмирание гособразований и границ позволит более рационально использовать природные ресурсы, рабсилу, транспорт, производственные мощности и всё остальное.
Процесс глобализации идёт от сотворения мира и его не остановить, а суть глобализации в её форме и цели.
Западный капиталистический вариант глобализации по типу ЕС, преследует цель обогащения узкой группы владельцев интернациональных монополистических объединений за счёт эксплуатации природных ресурсов и человеков всей планеты.
Китайский социалистический вариант не нацелен на обогащение какой-то узкой группы человеков, но служит интересам и повышению уровня жизни всего населения и в этом его принципиальное отличие.
Опосля госпереворота под началом ельцына и реставрации капитализма, в РФ сформировались элементы двух разных общественных систем, а каким курсом она пойдёт дальше, будет определять правящий класс.
Ежели РСППевцы не раздерутся промеж собой и не развалят РФ на свои вотчины, а изберут вариант западной “демократии”, то западные коллеги партнёры и друзья пренепременно помогут дефрагментировать-деколонизировать РФ, что они даже не скрывают.
Единственная сила способная сохранить РФ как единое гособразование это партия и диктатура пролетариата, по аналогии с КНР, но у КПРФ нет достаточной и сопоставимой партиями РСППевцев экономической опоры и агитационных ресурсов, Комментируя выборы в США, В.В.Путин так и сказал – без миллиарда даже думать о выборах не имеет смысла, а кто КПРФ их даст и за какие коврижки
Алексей Лантух
Вот вы например купили участок земли в хорошем месте и думаете построить дом. У вас примерно третья часть денег есть на строительство и вы начинаете. Рассчитываете на три года стройки. Строите, нанимаете, экономите, допускаете ошибки из-за неопытности. Процесс идет, денег не хватает и в итоге вы строите 5 лет. Т.е. планировали за 3 года, а вышло 5 лет. То же самое в планировании импортозамещения. СССР всё делал самостоятельно. Компетенции были во всех отраслях и производства, пусть многие приборы и установки и были похуже западных. Импортозамещением серьёзно занялись примерно с 2014 года, т.е. прошло 23 года. За это время многие компетенции были утрачены: специалисты ушли на пенсию, в другие более денежные отрасли. Пришла молодежь не имеющая опыта, которая, к примеру, тот же Ил-112 спроектировала со значительным утяжелением и ошибками, что привело к катастрофе. Всё закономерно. Ругать руководство страной можно, но к сожалению всё закономерно. Рассчитать когда молодёжь научится проектировать самолёты и приборы и агрегаты к ним можно весьма приблизительно и никакие эффективные менеджеры тут особо не помогут.
Gonzo [Правдинформ: автор – агент империи запада, он пропагандирует, манипулирует и лжет]
Я с большим вниманием прочитал статью и ваши комментарии. Интересно, что когда я — человек с Запада — писал то же самое, вы нападали на меня здесь, а теперь пишете и подтверждаете ровно то, что я сказал в других комментариях.
У России проблема. Большая проблема. В последние годы вместо того, чтобы инвестировать в собственную страну, все, что вы заработали на нефти и других ресурсах, либо вкладывалось в армию, либо разворовывалось. Сколько автомагистралей вы построили за последние 20 лет? В Польше за это время построили 1500 километров автомагистралей и 3000 километров скоростных автомагистралей! В крошечной Польше, которая в 40 раз меньше России! А вы? Сколько современных заводов вы построили? Сколько дорог? Сколько железнодорожных путей? Сколько портов? Именно так. Вместо того, чтобы инвестировать в свою страну и стать конкурентоспособной экономикой, вы инвестировали в войну, которую проиграли. Проиграли, потому что теперь неважно, получите вы какой-то кусочек Украины или нет. Война стоила вам сотен тысяч убитых и раненых солдат. Война обошлась вам в сотни миллиардов долларов (если не больше). Война привела к огромным санкциям, наложенным на вас. Вы уже видите последствия — цены растут, инфляция вышла из-под контроля. И дело не только в этом — самолеты больше не летают, потому что нет запчастей. Вопрос в том, когда начнут закрываться заводы, электростанции и водопроводные станции? Западных запчастей нет, а денег на техническое обслуживание нет, потому что все уходит на военные нужды.
Что дальше? Как вы думаете, война закончится, и Запад скажет: «Хорошо, давайте вернемся к делу»? Ни за что. Я понимаю, что говорят политики, что пишет пресса. Все согласны — санкции не будут сняты, бизнес не вернется. Этого не произойдет. Если только вы не вернетесь к границам 1991 года, не выдадите Путина и других политиков Гааге и не введете демократию. В противном случае — нет.
Теперь скажите мне — каким вы видите будущее? Как вы думаете, вы справитесь? Справитесь. Выживете, как и в Северной Корее. Вы будете делать свои машины? Выживете. Бучанку или Ниву.
Вопрос в том, хотите ли вы такой жизни. Зачем вам Крым? Зачем вам Донбасс? Зачем вам Бахмут? Как улучшится ваша личная жизнь, если вы возьмете Бахмут? Получите ли вы повышение на работе? Водка станет дешевле? Дадут ли вам машину?
И для чего все это было? У вас есть все — люди, ресурсы, сырье. Вместо того, чтобы начинать войну, вы могли бы построить железные дороги, шоссе, заводы, вести бизнес с Западом и через 20 лет стать такими же богатыми, как Литва, Чехия или Польша. И что вы получили? Смерть, нищету и ненависть всего западного мира. Вы заключили сделку века!
Вы серьезно думаете, что Запад хотел на вас напасть? Зачем? Испанцы мечтали о Земле Франца-Иосифа, потому что считали, что пляжей Тенерифе недостаточно? Хотели ли итальянцы выращивать виноградники в Сибири? Поляки думали, что им нужно завоевывать Москву в третий раз?
У Запада не было с вами никаких проблем, они хотели мирно торговать с вами, и до 2014 года даже не было никаких разговоров о приглашении Украины в НАТО. Вы могли бы мирно забрать Украину, потому что никому до нее не было дела. Но вы начали войну, разрушили мир в Европе и оказались по горло в грязи.
[Правдинформ: автор – агент империи запада, он пропагандирует, манипулирует и лжет]
|