Никита МЕНДКОВИЧ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 25.01.2025
Из истории казахского национализма в Российской империи и Советском Союзе

Переписывание истории всегда сопровождается бегством от правды и заменой реальных героев прошлого на различных сомнительных лиц. Исключением не стал Казахстан, где на знамя активно поднимают деятелей из числа лидеров «Алаш-Орды» и партии «Алаш».
В 2021 году президент Касым-Жомарт Токаев открыл памятник[1] троим лидерам группировки Алихану Букейханову, Ахмету Байтурсынову и Миржакыпу Дулатову, заявив: «Все они – выдающиеся исторические личности. Этот памятник – дань уважения всем героям движения "Алаш"». Еще раньше был установлен[2] памятник другому «алашевцу» Мустафе Чокаеву (Шокай).

Фото: Акорда
Последнее время мы наблюдаем попытки увязать «Алаш» с другими антисоветскими группами, включая узбекских джадидов. Саида Мирзиеева во время своего визита в Казахстан даже провозглашала[3] фактическое тождество этих группировок: «В начале XX века и джадиды, и представители движения „Алаш“ имели общую цель – освободить наши народы и сделать свои страны процветающими». Это выступление явно было согласовано[4] с прозападными кругами в АП Казахстана и является частью общих усилий по отмыванию репутации антигосударственных движений, действовавших в XX веке.
Мы уже писали о том, что движение джадидов, якобы незаконно репрессированных в советское время, на практике выродилось в обычную преступную группировку при олигархическом клане Ходжаевых, которую в наше время бы назвали «бухарской ОПГ». От коррупции и прочих махинаций они перешли к убийствам для сокрытия своих преступлений, а после к экстремизму и измене государству, которое начало мешать им обогащаться.
Посмотрим, можно ли сравнивать казахских «алашевцев» и с коррумпированными «просветителями» из Узбекистана?
«Борцы за свободу и независимость»
Из лидеров движения «Алаш» сейчас зачастую пытаются лепить неких борцов за независимость Казахстана. Но реальные «алашевцы» вплоть до формирования СССР не выступали за отделение своего региона, а являлись сторонниками царской власти или же весьма ограниченных реформ внутри Российской империи.
В 1916 году, когда в Средней Азии началось «Туркестанское восстание» против мобилизации жителей региона в армию на тыловые работы, «алашевцы» активно агитировали в поддержку власти и ее мероприятий.
«Приказ царя должен быть обязательно выполнен... Честно служить царю – наш долг. Это нужно разъяснить казахскому народу... Мы за осуществление приказа царя в жизнь... Провокационным слухам не верьте. Байтурсынов, Букейханов, Дулатов», – писала издаваемая будущими лидерами движения газета «Казак»[5] 22 июля 1916 года. Собственно, «алашевцы» в вопросе мобилизации земляков были радикальней самого царского правительства и высказывались за мобилизацию казахов[6] не только в тыловые, но и в боевые, в том числе конные, части.
Любопытно, что к февральской революции 1917-го «алашевцы» успешно адаптировались. «Казак» рекламировала[5] временное правительства, как до того губернатора Куропатнкина, и поругивала «самодержавие» и «рабство», видимо, забыв, что свой лозунг несколько месяцев назад «Служить царю – наш долг». А вот революцию большевиков, которая провозглашала национализацию земли и равенство для всех сословий, они принять уже не смогли.
Дело в том, что многие лидеры «Алаша» происходили из семей местных богачей и крупных чиновников. Первый лидер «Алаша» Букейханов был из знатного рода, стал членом I Государственной думы, членом ЦК партии конституционных демократов. Не менее знатен Мухамеджан Тынышпаев[7] – сын члена военного комитета при губернаторе и депутат II Государственной думы. Чокаев также происходил[8] из знатного рода, был сыном судьи и сам какое-то время выполнял обязанности отца, а позже также работал[9] в аппарате Госдумы. Из семьи богатого скотовода происходил и Жаханша Досмухамедов, председатель западного отделения «Алаш-Орды», который до революции был заместителем прокурора[10] Томского судебного округа в 25 лет...
Партия «Алаш» и образование «Алаш-Орда» превратились в средство защиты положения и привилегий своих лидеров после прихода к власти большевиков. Но с появлением на политической сцене белых, обещавших возвращение к старым порядкам и капитализму, «алашевцы» примкнули к ним.
При этом самой идеи «независимого Казахстана» они всячески избегали. Даже столкнувшись с необходимостью печатать собственные купюры, «Алаш-Орда» маркировала их как временные кредитные билеты «Российской республики» и снабжала российским же двуглавым орлом.
На так называемом «Государственном совещании» в Уфе (конференции лидеров белых) 12 сентября 1918 года Букейханов говорил[11]: «Те организации, от имени которых я выступаю, не являются представителями сепаратизма, а они мыслят, что они составляют часть единой России... Мы едины с Демократической Федеративной Республикой России, мы мыслим себя только частью единой России... Мы пойдем с русским народом, чтобы создать великую, счастливую Россию».
Однако за этими красивыми лозунгами крылось простое желание на штыках белых войск воссоздать оазис коррупции и местничества, где они и их родственные объединения шимли бы имели широкие властные полномочия.
Порядки в «Алаш-Орде» описывал генерал-лейтенант Александр Дутов в секретном докладе[12] 26 мая 1919 года: «В степи нет партий и политики, там только борьба родов. И в настоящее время сформированная Алаш-Орда имеет главным представителем род Букейхана, почему все должности заняты или членами этого рода, или родственниками ему, но другие роды унижаются, разоряются и преследуются».
Он также критически отзывался о формированиях, созданных при участии «Алаша»: «Кроме грабежа своего населения и помощи враждующим родам ничего эти полки не дали».

Этот «алашский» период в истории Казахстана бесславно закончился в результате поражений белых частей. С наступлением красных «Алаш» сменила сторону в конфликте, получила амнистию от большевиков и стала действовать в условиях советской власти.
ОПГ «Алаш»
17 декабря 1928 года в ходе операции против байских банд, выступающих против коллективизации, в одном из аулов был задержан бывший «алашавец» Динше Адилов. При задержании возникла перестрелка и у него было изъято несколько единиц оружия. Через неделю на первом же допросе он дал обширные показания[13] о подпольной деятельности бывших деятелей «Алаш-Орды» в СССР, в том числе связанной с подготовкой советских восстаний. Среди прочего он назвал фамилии Букейханова, Бауйтурсынов, Дулатова и Досмагамбетова.
Адилов рассказал о том, что бывшие «алашевцы» провели в 1922 году съезд в Ташкенте, на котором приняли решение вести подпольную деятельность против советской власти, агитацию в селах, работу в связке с бандами басмачей, внедрение в государственный и партийный аппарат. Группировка сотрудничала с зарубежными эмигрантскими центрами, включая «Туркестанское национальное объединение» Ахмеда-Заки Валиди (Валидова) в Европе.
Адилов действительно был участником бандподполья. Валиди вспомнил о сотрудничестве с ним в своих мемуарах, опубликованных[14] в эмиграции: «Около сорока казахов из родов, кочующих вокруг озера Балхаш и в пустыне Бетпакдала, стараниями поэта Динше, находившегося в то время с нами, получили распоряжение прибыть в Бухару и присоединиться к басмачам... Уехал с намерением привести сюда и других казахских джигитов, желающих присоединиться к нашему движению».
В 1920-е Адилов вместе со своими братьями возглавлял вооружённую банду в Сары-Суйском районе. В материалах дела фигурирует несколько убийств, грабежи и поборы со скотокрадческих шаек. Один из свидетелей Нугман Токсамбаев показал[15]: «Они, Адилевы, с самого начала революции терроризировали все местное население, что хотят, что им понравится у казахов, скот, кошмы и друг[ое] берут. Если кто не дает, то они отбирают силой, путем всевозможных угроз и насилий».
Банда действовала крайне нагло и «держала» целый район благодаря прикрытию в верхах со стороны бывших «алашевцев». Например, они смогли добыть братьям должности в милиции и прикрыть совершенное ими убийство бойцов[16] милицейского отряда Абубакирова, зашедших на «их» территорию в 1922 году с целью обеспечения сбора налогов.
Ситуация была такова, что вплоть до ареста Адиловых в 1929-м в Сары-Суйский район «работники из округа почти не выезжали, многие просто боялись ехать» (доклад политсекретаря военного комиссариата Л. И. Идельсона[17] 15 марта 1930 г.).
Формально большинство бывших вождей «Алаша» не занимали значимых постов в Казахстане 1920-х, но решали свои вопросы через дружественных партийных лиц. Например, «их человеком» был второй секретарь крайкома Казахстана Султанбек Кожанов (Ходжанов). Виктор Нанейшвили, также работавший в Казахстане, упоминал об этой связи в своих письмах: «В Оренбурге имеются два виднейших и умнейших алаш-ордынца Байтурсунов и Дулатов, с которыми Ходжанов делится всеми своими задушевными мыслями, получает одобрение или неодобрение и согласно их указаниям поступает» (19 ноября 1924[18] г.).
Динше Адилов также упоминал в своих показаниях[19], что он несколько раз останавливался дома у Ходжанова, а тот его устраивал на различные должности, всячески продвигая. В 1929-м Ходжанов не был привлечён по делу «алашевских» банд, но потерял свой высокий партийный пост. В 1937 году, когда НКВД вернулось к делу «Алаша», он был осуждён, но позже реабилитирован.
Пик активности банд, связанных с «Алашем», пришелся на 1928-1930 годы, когда они организовывали восстания против коллективизации. Подполье контролировало сбор налогов на местах, представляло богатых скотовладельцев-баев «бедняками», чтобы сократить налоговые выплаты и получить свою долю. А новые порядки угрожали экономическим интересам «Алаша» и связанных с ним партийных чиновников.
Их план, как следует из материалов дела[20], предполагал организацию серии вооруженных выступлений на местах, чтобы сорвать мероприятия по коллективизации, а затем организовать откочевку богатых баев и максимальный части рядовых крестьян в соседний Китай. После этого партийное руководство Казахстана должно было убедить Москву отказаться от коллективизации в республике.

Задачей «Алаша» было отмобилизовать местные банды, чем в 1928 году занимались те же Адиловы. Одновременно казахские националисты в на формально китайской территории (Синьцзян) собирали различные бандгруппы на китайской стороне, чтобы выйти в СССР, поддержать восстание и обеспечить откочевку баев. Этой работой на китайской территории занимался бывший министр «Алаш-Орды» Раимжан Марсеков[21].
Основная повстанческая активность началась в 1930 году. Банды совершали грабежи, массовые убийства госслужащих и специалистов, включая врачей и учителей. Особенно часто отдавались приказы об истреблении этнических русских.
Официальные сводки сообщают:
«Ханом Кожбаном был отдан приказ – «резать всех русских на территории Кара-Кум» (сентябрь 1930[22] г.);
«22 ноября банда Жубанова произвела налет на с. Шулак-Камыш (200 км юго-восточнее Тургая), где захватила 3-х верблюдов, лошадь, одежду и продовольствие» (ноябрь 1930[23] г.);
«В Ата-Басарском районе появилась банда численностью 8 человек. Банда производит отбор у населения лошадей... 14 октября банда Аблокимова в районе ст. Актаста произвела налет на рабочих артели и забрала 4-х лошадей» (октябрь 1930[24] г.);
«Выступление сопровождалось вооруженным налетом на ряд аулов Сузакского района и временным захватом районного центра Сузак. Выступлением руководил авторитетный бай, бывший волуправитель, объявивший себя ханом... Повстанцы призывали к «священной войне» против советской власти и коммунистов» (март 1930[25] г.);
врач Сузакской больницы Довгалевский[26] собирал сведения об убитых басмачами, находясь в плену: «Сказали нам, что убиты: 1/ Пред. РИКА Коплыбаев, 2/ Отсек партии Юнусбеков, 3/ Судья 4/ вет. фельдшер Вереюнин и его жена, 5/ Куликова – фельдшерица Райбольницы, 6/ Бухгалтер Казторга Харченков, 7/ Завторга Матвеев, 8/ Ефименко, 9/ Бухгалтер кооператива Сельский, 10/ Бухгалтер Животноводсоюза Баев, 11/ Бухгалтер финчасти Рика Ирман – Лисханов, 12/ Зав. кондвором Машин и трое русских рабочих по постройке новой больницы... трупы убитых брошены в колодец на школьном дворе и засыпаны навозом, сказали что утром убит т. Челибеев Асман Асманович – сотрудник Животноводсоюза».
Говорят материалы дела
Сейчас зачастую участников алашординского подполья пытаются представить как невинных жертв репрессий и совершенно отрицают материалы уголовных дел. Но сейчас информацию достаточно легко проверить, сравнивая тексты показания со свидетельствами в источниках, неконтролируемых советскими властями.
Попробуем на примере съезда 1922 года в Ташкенте, с которого началась антисоветская деятельность «Алаша». О нем в мемуарах подробно писал эмигрант А.-З. Валиди, и его описания вполне соответствовали показаниям Ж. Досмухамедова[27] (1937 г.), Дамолла Битлеуова[28] (1929 г.) и Д. Адилова (1928 г.), которые участвовали в совещании.

Все они одинаково называют время и место съезда, число участников и факт приглашения к участию Букейханова и бывшего члена правительства «Алаш-Орды» Мухаметжан Тынышпаев. Первый прибыть не смог, так как опасался слежки властей, и итоговую резолюцию с ним согласовывали через нарочного. А Тынышпаев приехал к концу съезда и успел поучаствовать в комиссии по составлению новой политической программы.
Очевидно, что ни сотрудники ГПУ/НКВД не могли сверяться при допросах арестованных с мемуарами Валидова, написанными в 1967-м, и он не имел возможности прочесть протоколы допросов, рассекреченных в 2000-е, т. е. приходится признать, что материалы расследования вполне правдивы.
Сфабрикованные дела НКВД и ГПУ обычно ассоциируются с «выбиванием признаний». Но в деле 1929-1930 гг. «алашевцы» как раз не признавали вины и бодро отбивались. «Алашордынец» Халел Габбасов[28] успел написать массу жалоб в прокуратуру, отбиваясь от обвинения и настаивая на своей лояльности советской власти.
Один из лидеров подполья М. Дулатов на допросах категорически заявлял[28], что советскую власть принял и после падения «Алаш-Орды» политикой не занимался: «Я за все время своей работы при Советской власти антисовесткой деятельностью не занимался и подпольной работы не вёл» (показания 3 января 1929 г.).
Сейчас мы уже точно знаем, что Дулатов лгал, чтобы избежать ответственности. Его дочь Гульнара уже в пожилом возрасте, давая после распада СССР интервью для документального фильма[29], рассказывала о настроениях отца: «Он был явный враг против коммунистов, против советской власти. Это нельзя отрицать. Он вел постоянно борьбу. Он оставался при своем мнении, он не колебался. Он против Голощекина (секретарь крайкома Казахстана ВКП(б) – Н.М.), против Сталина...»

Проверить реальность антисоветского подполья в Казахстане легко, также отследив их связи с зарубежными центрами. Тот же Битлеуов в 1923 году он был отправлен на учебу в Берлин по рекомендации наркома просвещения Абдурауфа Фитрата (джадида, члена подпольной организации «Милли Иттихад»). Там он присоединился к антисоветской группировке[30] «Туркестанское национальное объединение» эмигрантов А.-З. Валиди и М. Чокаева. Одновременно с ним приехал узбек Абдувахаб Муради, который также присоединился к ТНО и стал связником между Чокаевым и «Милли Иттихад».

(На фотографии Муради по правую руку от Битлеуова).
Разница лишь в том, что Муради после аресту ГПУ всё отрицал на допросах, и о его роли связника между эмиграцией с антисоветском подпольем в Узбекистане узнали только в 1937 году из показаний Фитрата. А Битлеуов заговорил ещё в 1929 году, давая показания в том числе против Дулатова. Рассказал в том числе об инструкциях по шифрованию[31], которые он передал ему от Валиди.
Подобные конспиративные методы связи были обусловлены тем, что и Валиди, и Мустафа Чокай работали в Европе на второй отдел польской военной разведки[32]. Они были частью проекта «Прометей», направленного на поддержку сепаратистских движений внутри СССР с целью облегчения внешней агрессии.

Учётную карточку Ахмеда-Заки Валиди (кличка Zew) из архивов польского Генерального штаба мы публиковали в прошлой статье. Агентурный псевдоним Чокая, по некоторым данным[33], Czop, а поиск по польским архивам позволил найти его доклады в материалах[34] польского Генштаба.
В очередной раз мы видим, как отказ политиков из «Алаша» принять выбор их собственного народа привел их сначала к бандитизму и затем предательству. Точно так же в современном мире развивалась история многих НПО или политиков-националистов, которые под красивые лозунги превратились в послушные оружия в руках Лондона и Вашингтона.
Можно сколько угодно критиковать попытку большевиков построить общество без баев, родовых привилегий и социального неравенства. Но объективно ничего лучшего «Алаш» предложить людям не мог или не хотел. Вся общественная система, которую они пытались выстроить, сводилась к все той же диктатуре «знатных» родов и подчинению людей с помощью силового ресурса внешних сил.
Попытки новой власти создать более справедливое общество с равными возможностями для всех вызывали ожесточённое сопротивление в виде вооруженного насилия и поиска внешних сил, к которым можно было бы переметнуться белым, красным или иностранным спецслужбам. В зависимость от того, кто казался удобным.
Неудивительно, что сегодня определённые силы в Казахстане готовы ставить памятники «алашевцам», даже зная их истинную сущность. Их вполне устраивает социальная модель, где они выполняют роль переводчиков или управленческой прослойки между иностранными колонизаторами, британскими или американскими, и дезориентированным казахским народом.
Десоветизация и дерусификация – это стирание памяти о том, что жить можно иначе. Что можно самим управлять собственными недрами, не отдавая их очередным Shell или Total. Что можно получить власть над собственной жизнью, а не жить по указке очередного «дикого» бандита Адилова или Дулатова.
Никита МЕНДКОВИЧ
Ссылки
[1] – | Памятник лидерам Алаш Орды установили в Нур-Султане: 04 июля 2021, 14:25 - новости на Tengrinews.kz
04.07.2021, 14:25
tengrinews.kz
|
[2] – | В КЫЗЫЛОРДЕ УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК МУСТАФЕ ШОКАЮ » Матрица.kz - Информационно-аналитический портал
matritca.kz
|
[3] – | Дочь президента Узбекистана навязывает либерализм узбекской и казахской молодежи — EADaily — Новости Узбекистана. Новости Узбекистан. Узбекистан. Узбекистан новости. Новости Узбекистана сегодня. Новости. Новости дня 7 августа 2024.
07.08.2024, 09:25
eadaily.com
|
[4] – | UzNews - Саида Мирзиёева обсудила с казахстанским коллегой роль джадидов Центральной Азии
uznews.uz
|
[6] – | Восстание 1916 года в политической биографии А.Н. Букейханова
26.07.2023, 09:13 (25.01.2025, 21:58)
e-history.kz
|
[7] – | Тынышпаев Мухамеджан Тынышпайулы
01.09.2022, 07:16 (25.01.2025, 21:58)
e-history.kz
|
[8] – | The phenomenon of Mustafa Shokay
22.02.2018, 14:58 (25.01.2025, 21:58)
adebiportal.kz
|
[9] – | Жизнь и политическая деятельность Мустафы Шокая в свете новых документов
09.05.2023, 19:47
dknews.kz
|
[10] – | Жаханша Досмухамедов: Қазақский народ может возглавить только тот, кто знает его быт, язык, поведение и обычаи - Exclusive
09.09.2022, 10:00
exclusive.kz
|
[13] – | Бұл басылым «Отырар кітапханасы» ғылыми орталығының құрылғанына 10 жыл толуына арналады
dereksiz.org
|
[14] – | (PDF) Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Кн. II. Уфа, 1998
academia.edu
|
[15] – | (PDF) Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. Т.2. Алматы, 2011
academia.edu
|
[19] – | Бұл басылым «Отырар кітапханасы» ғылыми орталығының құрылғанына 10 жыл толуына арналады
dereksiz.org
|
[22] – | Оперразведсводка № 124 ОО ОГПУ И КРО ОГПУ по борьбе с бандитизмом с 6 по 15 сентября 1930 г. | Проект «Исторические Материалы»
istmat.org
|
[23] – | Оперразведсводка № 135 ОО ОГПУ по борьбе с бандитизмом за период с 1 по 5 декабря 1930 г. | Проект «Исторические Материалы»
istmat.org
|
[24] – | Оперразведсводка № 128 ОО ОГПУ но борьбе с бандитизмом за период с 20 но 25 октября 1930 г. | Проект «Исторические Материалы»
istmat.org
|
[25] – | Сборник оперативных справок СОУ ОГПУ по отдельным районам Советского Союза. 15 марта 1930 г. | Проект «Исторические Материалы»
istmat.org
|
[28] – | Бұл басылым «Отырар кітапханасы» ғылыми орталығының құрылғанына 10 жыл толуына арналады
dereksiz.org
|
[29] – | Мыржакып Дулатов - мой отец - YouTube
14.08.2013, 10:19
Документальный фильм о известном казахском поэте, писателе и одном из лидеров национально-освободительного движения Казахстана Мыржакыпе Дулатове
www.youtube.com/watch?v=jMXy4JkljFw
|
[30] – | Алаш сарбазы Дамолла Битілеуов туралы не білеміз?
abai.kz
|
[31] – | Тұрсын Жұртбай. «Сөзі де – ақ, өзі де - ақ» - Міржақып Дулатов (жалғасы)
abai.kz
|
[32] – | (DOC) Russian Muslim émigrés within 'Prometheism': a view from Europe, 1919-1939
academia.edu
|
|