Оригинал Сергей Степанов , "Столетие" – www.stoletie.ru 28.03.2014
Пришло время создавать условия, при которых коррупционеры, бюрократы, бракоделы, а также сами властные структуры, выполняющие контролирующие функции, не чувствовали бы себя неприкасаемыми и неподконтрольными народу, - считает В. Путин.
Глава государства не раз говорил о том, что главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы может быть только мнение самих граждан.
В советские времена таким критерием служил народный контроль. Он не давал покоя ни бракоделам, ни бюрократам, ни взяточникам, ни расхитителям социалистической собственности.
В народные контролеры записывались неравнодушные люди, которые не за деньги, а по совести боролись со всякими безобразиями.
Бумажная работа
По данным Министерства регионального развития, органы местного самоуправления являются объектом внимания со стороны 22 (!) контрольно-надзорных органов, осуществляющих более 40 видов контроля и надзора.
Как показывает практика, наибольшую активность в части контрольно-надзорных функций проявляют Роспотребнадзор, государственный пожарный надзор, прокуратура, органы земельного контроля, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации.
«Запросы во многих случаях не вытекают из требований законодательства, – посетовал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на одном из совещаний у Президента. – Зачастую они касаются информации, которая, как правило, размещена на официальных сайтах муниципалитетов».
Некоторые контролеры ведут себя вызывающе, если не сказать нагло. Нередко для исполнения запросов проверяющие устанавливают крайне сжатые сроки – от двух часов до трех дней, по пустякам требуют целую гору отчетности. На ответы контролирующим организациям приходится задействовать большое количество госслужащих. Некоторые муниципалитеты вынуждены даже выделять для такой работы отдельные штатные единицы.
Основное требование контрольно-надзорных органов справедливо: муниципалитеты должны качественно и в срок в полном объеме осуществлять свои полномочия. Однако на практике реализация этого основополагающего принципа дает большой сбой.
Требования контрольно-надзорных органов, по оценке министра регионального развития, зачастую не помогают проверяемым исправиться, встать на путь истинный, а просто разоряют их, потому что несопоставимы с финансовыми возможностями муниципальных бюджетов. Взять, к примеру, Пряжинский район Республики Карелия, где проживает 17 тысяч человек. В 2011 году и в начале 2012 года его проверяли 50 раз! А объем средств, необходимых на устранение недостатков по итогам выявленных проверок и по предписаниям превысил 102 миллиона рублей. В то время как бюджет района всего-то 111 миллионов.
Такая картина довольно типична. В отдельных муниципальных образованиях ситуация близка к критической. Уже есть примеры, когда главы сельских поселений слагают с себя полномочия из-за того, что не хотят работать в таком режиме, бесконечно выплачивая штрафы за «невыполнение заведомо невыполнимых требований».
Проверки ради проверки
Представители муниципальной власти не раз жаловались Президенту на несистемное, а часто ничем необоснованное и навязчивое внимании к ним и к бизнес-структурам со стороны контрольно-надзорных органов. Подготовка формальных отчетов, справок, материалов для многочисленных проверок съедает массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе. Контролеры всех мастей как будто вынуждают думать, чем задобрить проверяющего. А что делать, когда приходится брать разрешение у СЭС на пользование Интернетом через «тарелку», а у пожарных заверять штатное расписание и разрешение на нахождения оборудования в офисе.
Отвечая на многочисленные жалобы с мест, глава государства счел нужным напомнить, что органы госконтроля и надзора выполняют очень важную функцию, особенно когда дело касается жизни, здоровья, безопасности граждан. И, понятно, что зачастую без контроля и надзора просто не обойтись. Но в то же время контролеры не должны тормозить работу проверяемых организаций. Никому не нужны проверки ради самих проверок, без всякого внятного результата.
В послании Федеральному Собранию глава государства призвал всех государственных контролеров публично отчитываться об итогах проверок, о достигнутом результате.
Достойной альтернативой проверяющим всех мастей должен стать общественный контроль, который можно будет теперь проводить как в одиночку, лично, так и в составе общественных объединений.
Создавать общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы и иные организационные структуры общественного контроля, согласно президентскому законопроекту, могут «общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления».
Сферы, куда общественные контролеры могут направить свой пристальный взгляд, самые разные. Но прежде всего это, конечно, деятельность органов госвласти, местного самоуправления и других органов с публичными полномочиями.
Не закрытой для общественного контроля будут и такие области, как оборона страны, обеспечение ее безопасности и правопорядка. Общественники могут контролировать и деятельность правоохранительных органов, судов, систему исполнения наказаний, содержание детей-сирот и даже оказание психиатрической помощи. Но только в рамках соответствующих федеральных законов. При этом общественные контролеры призваны взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Задачи у такого контроля тоже серьезные и многообещающие – развивать правосознание, повышать уровень доверия граждан к деятельности государства, оказывать содействие в предупреждении и разрешении социальных конфликтов, помогать государству реализовывать гражданские инициативы и бороться с коррупцией, способствовать эффективности деятельности органов власти, обеспечивать ее прозрачность и открытость... И много еще чего ждут от общественных контролеров. Но прежде всего того, что действовать они станут открыто и законно, руководствуясь принципами объективности, беспристрастности и добросовестности. А результаты общественного контроля будут достоверными.
Под защитой государства
Государство берет общественного контролера под свою защиту: никто не может воспрепятствовать проведению проверки, если она организована в рамках закона. В то же время народные контролеры не могут необоснованно вмешиваться в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Недопустимо, согласно законопроекту, общественному контролю как-то влиять на деятельность политических партий. Впрочем, и партия тоже не имеет права мешать ему. Но в то же время в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
Проект закона обязывает органы госвласти и местного самоуправления и другие организации, попавшие под общественный контроль, относиться к результатам проверок с вниманием и уважением, учитывать выводы, предложения и рекомендации. Их обязаны обнародовать.
А сама деятельность общественных контролеров должна быть открыта и доступна для граждан за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Отвечать перед обществом
Экс-председатель Счетной палаты Сергей Степашин назвал общественный контроль новой и даже новаторской формой государственно-частного партнерства, имеющей много граней и аспектов. Тем не менее, она, безусловно, очень актуальна.
Ведь в ближайшие годы нашей стране предстоит решать такие «бюджетоемкие» задачи как технологическое перевооружение и диверсификация экономики, развитие человеческого капитала, переоснащение Вооруженных сил и укрепление обороноспособности. Однако все это ни в коей мере не должно понизить планку социальных обязательств государства перед населением.
Напомнив об этом, Степашин сослался на положения Лимской декларации, согласно которой управление общественными финансами влечет за собой ответственность перед обществом. Более того, подотчетность современного государства перед обществом в финансовой сфере является сегодня обязательной нормой его функционирования.
Впрочем, Счетной палате России, равно как и высшим органам финансового контроля других стран, разъяснять это излишне. Потому что, как пояснил Степашин, «с одной стороны, они являются государственными органами, а с другой – институтами гражданского общества». В этом смысле деятельность Счетной палаты РФ в какой-то мере представляет из себя «синтез» государственного и опосредованно – общественного контроля, что совершенно естественно.
|