Зачем нашим детям творчество?
А также математика, музыка и кино, если мы, взрослые, почему-то уверены, что наш ребенок не будет ни математиком, ни пианистом, ни кинематографистов?
И правда, к чему нам эти муки?
Ответ на этот вопрос дает знаменитый психолог Даниэль Ка́неман, который за свои исследования получил в 2002 году Нобелевскую премию.
Задача, которую он поставил перед собой, была проста. Изучая мозговую деятельность еловека, он хотел получить ответ на вопрос: при каких условиях человеческий мозг способен принимать самые правильные решения?
Если в двух словах пересказать его выводы, то они заключаются в следующем: наиболее взвешенные, объективные решения Гомо Сапиенс принимает в том случае, если все части его головного мозга, получив одну и ту же задачу, решают ее одновременно и на равных…
Так должно быть в идеале! Но проблема в том, что разные части нашего мозга устроены по-разному, а значит у каждой из них имеется и свой вариант ответа. Например, у Рептильной, как у Гомо Сапиенса, самой простой части нашего мозга и решения – простые… В любой ситуации либо сражаться, либо спасаться… Вы представляете, во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы жили только этими инстинктами нашел предка Гомо Сапиенса…
Другое дело – самая молодая часть человеческого мозга Неокортекс (она отвечает за речь, за творчество, за абстрактное мышление, за фантазию и за созидание вообще). Всем хороша эта часть мозга. Однако случись опасная ситуация, надежда на нее слабая, ибо бывают случаи, когда вместо того, чтобы разговаривать" надо бежать, спасаться. Или – сражаться до последнего патрона, до последней капли крови...
Так вот, оптимально правильное решение Гомо Сапиес принимал 50 тысяч лет назад, когда начал творить и стал человеком, а современный Человек принимает сегодня только в том случае, если все части его мозга не перебивают друг друга, а подчиняются обоим полушариям и работают синхронно…
Но как заставить весь мозг работать на общую задачу? Вот тут-то и нужна нашим детям Школа, в которой и математика, и физика, и творчество! Даже Кино!
Лирическое отступление первое…
Советская школа! Одиннадцатый класс Г – пример такой школы. Где была киностудия ЛЮКС и школьный театр, и стенная газета.
И это весь я, который вспоминает свое счастливое Советское Время, где была настоящая Школа и класс, в котором все были юными творцами!
…
О школе, в которой и математика, и физика, и музыка, говорит Нобелевский лауреат Даниэль Ка́неман! Потому что общий труд над математическими примерами, музыкальными и другими творческими упражнениями заставляет все части мозга, волей-неволей, впрягаться в решение общей задачи и успешно ее решать.
Руководит этим процессом левая половина мозга Человека. Именно левое полушарие, благодаря присущей ей функции анализа и синтеза, контролирует инициативу остальных частей нашего мозга, и таким образом, не дает нам совершить очередную глупость. И дает возможность исправить уже совершенную нами глупость.
Сегодня я, сценарист и оператор, не буду говорить о кино. Поговорим о музыке, которой моя Мама безуспешно учила меня: пение, пианино, скрипка, виолончель, контрабас, гитара… Об этом потом расскажу… Когда напишу детские воспитания…
Так вот, поговорим о музыке.
Почему так много выдающихся людей (яркий пример – Иван Аркадьевич Преображенский, у которого Уникальная в мире коллекция Музыки) занимаются музыкой в качестве личного увлечения? Что-то там слушают, напевают себе под нос, играют на музыкальном инструменте, даже сочиняют свои этюды или песни, как ваш покорный слуга…
Почему Шерлок Холмс играл в свободное от преступников время на скрипке?
Потому что занятие музыкой – это стимулирование именно левого полушария.
Именно Творчество позволяет активировать левое полушарие своего мозга.
Так почему нужна Школа?
Особенно хорошо Музыка воздействует на мозг в юном возрасте. Психологи проверили интеллект четырехлетних детей, которые имели склонность к занятию музыкой, и он оказался намного выше, чем у остальных сверстников. Кстати, Эйнштейн в детстве был музыкальным вундеркиндом. И если вы хотите помочь вашему ребенку в формировании своей гармоничной личности и интеллекта, постарайтесь как можно раньше начать его обучение музыке, постижение Музыки. В любых формах.
Даже если ребенок никогда не прикоснется к скрипке и пианино, знайте: потраченные родителем усилия на «музыку» обязательно окупятся в другой области. Потому что левое полушарие отвечает и за логику.
А правое полушарие – это наша интуиция, смекалка и творчество. Отсюда так важно, чтобы дети как можно раньше начинали рисовать, писать, чертить, придумывать, сочинять… Правое полушарие, благодаря особенностям нашей анатомии, связано с левой рукой. Вот почему ученые советуют правшам хотя бы иногда нагружать левую руку.
Кстати, когда кинооператор снимает кинокамерой, то всегда работает двумя руками. Теперь вы поняли, как важно самому снимать фильмы?
Но о Кино поговорим потом…
Лирическое отступление второе…
И еще бы я восстановил в школе, как один их основных предметов обучения и воспитания, уроки рисования… Или вообще Уроки Творчества…
Стоя в безмолвии и одиночестве перед наскальными рисунками в пустыне Сахара, которым тысячи лет, я внезапно услышал звуки, подобные флейте, и увидел девочку, которая отложила в сторону трубочку, подняла красный камешек, валявшийся под ногами, и провела по скале, нависшей над ней, одну линию, вторую и нарисовала…
Так Гомо Сапиенс стал Человеком… Много тысяч лет назад…
А вот кем станет ребенок в современной школе без рисования, музыки и творчества?
(размышляя о прочитанном в интернете)
|