Сергей Ануреев , Газета "Завтра" – zavtra.ru 11.02.2024, 00:05
российской экономике есть чем гордиться
Чем вызвано обилие негатива в ведущих деловых СМИ? Погоней за просмотрами и рекламой? Или при десятке заметок в день на сотрудника просто нет времени задуматься о содержании? Может, начать штрафовать за хайп на негативе? Есть же штрафы за недостоверную общественно значимую информацию. Если опубликовали непонятно что про «главный китайский банк», хайпуете на проблемных заголовках про льготную ипотеку и так далее – штраф.
Ещё лучше корректировать редакционную политику через реальные общественные советы при ведущих СМИ, привлекая в них ученых, а также применять к журналистам подобие таких инструментов влияния на качество научных публикаций, как наукометрия, антиплагиат, проверка на самоплагиат, дублирование и мусорность публикаций (избегая перегибов). Также неплохо было бы маркировать авторов заметок данными о количестве лет в профессии и количестве заметок за последний месяц.
В экономике и финансах есть такое важнейшее дело, как управление ожиданиями. Допустим, многие ведущие эксперты пессимистичны и навязывают пессимизм через СМИ и опросы обществу и власти. Тогда и прогнозы социально-экономического развития будут писаться в пессимистическом ключе. Потом эти прогнозы лягут в бизнес-планы, с реальными действиями по «засушке» инвестиций, увольнению части работников, выводу последнего «честно нажитого». В результате первоначальный негатив в словах материализуется в реальный негатив в делах.
Конечно, не следует передергивать и «сушить» все разумные дискуссии о развилках экономики в целом и конкретных решениях ведущих предприятий и органов власти. Только дискуссии должны быть разнофакторными, включающими изрядную долю реальных достижений, а не только негатива. За многими серьезными успехами стоит длительная, кропотливая работа больших коллективов, которая достойна того, чтобы ее освещали не только редкими и короткими проходными новостями.
Есть ещё один важнейший сегодня аспект. В газете «Завтра» некоторые авторы плотно общаются с бойцами на передовой и волонтерами. Тот факт, что наша экономика не только не рухнула под западными санкциями, но и уверенно выросла в 2023 году, вселяет на передовой осторожный оптимизм. Осторожный, поскольку бойцы, которые реально рискуют, очень внимательны к суждениям и стараются избегать легковесности и бравады. Как реальный перелом публицистического негатива про Купянск и Херсон осенью 2022 года вселил уверенность в тыл о стойкости нашего фронта, так и фронт увереннее себя ощущает с пониманием успехов тыла.
Проиллюстрируем погоню за негативом и хайпом на примере заголовков одного из ведущих деловых СМИ во время написания этой заметки. «На "Северной верфи" сменят директора» – вроде в самой заметке все аккуратно, но между строк пессимизм и вообще ничего про корабли. «Прокурор потребовал признать экстремистским движение "Я/Мы Сергей Фургал"» – вроде написано о виновности Фургала в серьёзных преступлениях, но больше ничего важного и позитивного в Хабаровском крае нет? «Верховная рада одобрила ужесточение мобилизации» – это точно экономическая новость? «Генерал уволился из ФТС после скандального задержания» – пьяный дебош на публике нужно порицать, но почему нет новостей о достижениях таможенников?
Потом идёт заметка о смене акционеров одного из крупнейших российских золотодобытчиков, со сложной схемой владения и без понимания вклада в нашу экономику. Позитивная заметка про Путина, Сбер и акции нефтяников, но это единственная позитивная новость в топе, и сам позитив не очевиден на фоне юридических нагромождений. Следом про снегопад и аварию, прокуратуру и акции челябинских заводов, Израиль и сектор Газа, китайский автоконцерн с позитивом для китайцев, ядерный удар, суицид, пузырь на рынке недвижимости, «мама, почему мы такие бедные». Специально размещаем скриншот, чтобы наши читатели впечатлились.
В нашей огромной стране позитива набралось на две новостных заметки из шестнадцати? Нет никаких достижений, награждений, просто ярких событий в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве? Хотя бы забавных курьёзов?
Предположим, что негатив и ужастики лучше цепляют читателей, а значит, СМИ получают больше просмотров и рекламных доходов. Так, вынесенная в начало статьи и разобранная детально ниже заметка с негативом про «главный китайский банк» набрала за половину суток больше 200 тыс. просмотров, а заметка с позитивом про Сбер и нефтяников – 9 тыс. просмотров. Тогда получается, что СМИ зарабатывает на ухудшении настроений читателей, затем на ухудшении деловых ожиданий и так далее.
ООН ежегодно публикует «Всемирный доклад о счастье», в котором лидируют скандинавские страны и некоторые другие малые европейские страны. Интересно описание первого заседания ООН на эту тему с названием «Счастье и благополучие: определение новой экономической парадигмы». А также ссылка на государство Бутан, которое официально приняло валовое национальное счастье вместо валового национального продукта в качестве основного показателя развития. Автор этих строк не является знатоком Скандинавии, но всё же интересно, а в этих странах позитив в СМИ превышает негатив? А если соединить теорию счастья и теорию экономических ожиданий, то станет ещё интереснее...
Штрафы уже применяется по отношению к фейкам и дискредитации. Есть и ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, в которой говорится о том, что распространение в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом правдивых фактов наказывается штрафом до 500 тыс. руб.
Ключевые заметки вполне можно оценивать по доле негатива, и если таковая больше половины заголовков и введений, то принимать меры. Многие чрезмерно негативные деятели-иноагенты уже удостоились особой маркировки при размещении их материалов. Некоторых журналистов можно маркировать хотя бы унылыми смайликами.
«Завтра» неоднократно обращалась к тематике засилья рекламы в СМИ, и следует напомнить некоторые заглавия и ключевые аспекты. Заметка « Реклама не двигатель прогресса, а убийца телевидения » поднимала вопрос о порочной спирали: навязчивая, продолжительная реклама приводит к падению зрительского интереса, что вынуждает СМИ к еще большему количеству рекламы для компенсации снижения доходов из-за падения количества зрителей. Ютуб крутит ролики без рекламы и тем самым отбирает аудиторию у российских платформ и СМИ, и это если оставить за скобками политический аспект продвигаемых Ютубом роликов и банов на патриотический контент. Мы в газете предложили «Сбор с «Ютьюба» – на поддержку российского контента» и показали техническую осуществимость такого сбора.
Теперь коснёмся вопроса количества в ущерб качеству. Один из двух соавторов заметки про «главный китайский банк» за сутки выложил на сайте этого СМИ около 20 заметок, обозначен как старший редактор новостного выпуска, с минимумом информации. Может, это собирательный образ, и над 20 заметками трудилось много квалифицированных журналистов? На «собирательный образ» похожа на одну из страничек «ВКонтакте» буквально с несколькими фото, одно из которых мы также прилагаем. Вполне достаточно, чтобы всех запутать и хайпануть?
Возьмём еще одну заметку про санкции, которую это СМИ предложило прочитать при прочтении заметки про банк. Автор про себя указала, что работает в этом СМИ с ноября 2021 года с 4 курса ведущего вуза по специальности (похвально), а счётчик публикаций показывает 3140 публикаций. То есть за два года и три месяца она наработала огромнейшее число заметок, почти по 6 в среднем за рабочий день. Может, она гений журналистики, с уникальными навыками скорочтения и скорописи, невероятно работоспособна?
Предложенная в преамбуле статьи маркировка авторов по возрасту, стажу и статьям придумана не нами, а уже есть в сведениях об авторах. Только эти сведения необходимо размещать не где-то глубоко после статьи между блоками рекламы, а сразу после заголовка заметки на главной странице. Примерно как указывается маркировка «Эксклюзив» или «Pro». Например, «Суд ЕС отклонил иски о снятии санкций ...» 2 г. 3140 з., означающие юный возраст, малый стаж и чрезмерную плодовитость. Пусть каждый читатель до прочтения осознает, кого он читает.
Из представленных на сайте 16 главных заметок только одна помечена как «Эксклюзив» и 3 как «Pro» (продолжение заметки по подписке), тогда как остальные 12 заметок получаются просто перефразированием чужих новостей. В преподавательской профессии есть такие «прикольные» люди, как сообщество «Диссернет», которые ругают за плагиат как рядовых преподавателей, так и видных политиков. Последние версии программы «Антиплагиат» научились распознавать перефразированный текст. Преподавателей ругают за самоплагиат, когда фрагменты одних своих же публикаций используются в других. Преподавателей «полощут» за публикации в «мусорных» журналах, которые на момент публикаций считались достойными, а потом стали «мусорными».
Если от преподавателей требуют оригинальности и содержательности, то почему этого не требуют от журналистов ведущих деловых СМИ? Нет времени проверить реальную рейтинговую позицию «главного китайского банка», нет времени обратиться к позитивной статистике или примерам успехов строителей – не пиши. Лучше писать меньше по делу и о реальности, чем воспроизводить информационный спам.
Возьмём для детального разбора одну из негативных новостей, которая изрядно провисела в топе на сайтах трех ведущих деловых СМИ 7 февраля 2024 года: «Главный банк Китая для российских импортеров остановил расчеты с Россией» ,«Главный для российских импортеров банк Китая остановил все расчеты с РФ».
Заметка основана на рассказах трёх бизнесменов, представителей неких деловых объединений и финансовых консультантов, предпринимателя из Ижевска и российского юриста из Гонконга, а также сообщении Bloomberg. Фамилию и имя юриста упомянули, что, впрочем, смахивает на его скрытую рекламу, упомянули крупнейшее американское деловое медиа, конкретики по остальным рассказчикам нет.
Вызывает большой вопрос статус упомянутого банка как «главного банка Китая», вынесенный в заголовок, с добавкой «для российских импортеров». В одном из рейтингов китайских банков такое название упомянуто на 78 позиции, ещё и вторым после другого слова в бренде. Рейтингов банков, главных для российских импортеров, в открытых источниках нет. Так главный или не главный? При критическом прочтении заметки создается впечатление, что ведущие СМИ лепят системную проблему и шокируют читателей без достаточных на то оснований.
Другой часто обсуждаемой темой последних месяцев является судьба льготной ипотеки и строительства жилья. Количество заметок и роликов о проблемах с ипотекой, продажей жилья и чуть ли не о коллапсе строительной отрасли зримо превышает позитив о строительных рекордах.
Российские СМИ буквально разово сообщали, что «Ввод жилья в России в 2023 году достигнет 104-105 миллионов квадратных метров, став очередным рекордом», сославшись на министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина. Для нас это уровень советских рекордов строительства.
Для сравнения: «в период с 2023 по 2025 год в Германии ожидается падение объемов нового жилищного строительства на 32%», сообщало DW* и многие другие западные СМИ. Статистический офис Германии сообщал, что за первые 10 месяцев 2023 года было получено разрешений на строительство 218 тыс. жилищ, что с поправкой на средние метры (110) и полный год даст 29 млн кв. метров. В 1973 году было 714 тыс. разрешений, в 1995 году – 603 тыс.
В Японии в 2023 году общая площадь начала строительства нового частного жилья составила около 25,6 млн квадратных метров, а количество единиц жилья 820 тысяч. Для сравнения, в той же стране в 1973 году было 1,9 млн новых единиц жилья, а в 1996 году – 1,6 млн. Еще интересно, что в 2023 году средняя цена квадратного метра в Японии составляет 4,7 тыс. долл., а в России 123 тыс. руб. (1,35 тыс. долл. по курсу 91 рубль за доллар).
По данным Всемирного банка за 2022 год ВВП по ППС у нас 5,3 трлн долл., в Германии те же 5,3 трлн долл. и в Японии 5,7 трлн долл. Только почему-то объём нашего жилищного строительства в 3,5 раза больше этих стран, на исторических пиках, а их строительство – в глубоких исторических минимумах. По западным учебникам экономики именно жилищное строительство является неформальным барометром здоровья экономики. Буквально, у них рекомендуется присматриваться к тому, как много в крупных городах работающих башенных кранов и строительных бригад.
В «Завтра» была опубликована заметка «Инфраструктурный урок Путина Байдену» об открытии в Москве 10 новых станций метро. Процитируем фрагмент той заметки: «Сравним московскую пятилетку с 45 станциями метро и 31 станцией МЦК с американскими реалиями. За 2016-2021 годы в США реально открыто всего 6 станций метро, плюс 13 в очередной раз перенесены на следующий год». По номиналу ВВП в долларах экономика США на порядок больше экономики России, но почему-то с новыми станциями метро ситуация категорически противоположная.
Ведущие российские СМИ, несомненно, отрабатывали новости об открытии станций московского метро, однако делали это разово и коротко. Новости «тонули» в потоке множества проходных заметок и сюжетов. Даже не каждый житель столицы во всех деталях уяснил суть и масштаб этого достижения. Строительство метро – сложный и длительный процесс, достойный частых, обстоятельных новостей. Однако, в российском (вроде бы) поисковике про строительство московского метро чаще «вылезают» заметки о проблемах, а не о достижениях.
В советские времена были сюжеты и статьи об этапах строительства, о конкретных лучших строителях. Из моего детства хорошо помнится обстоятельная статья с фотографией в газете «Социалистическая индустрия» о завершении одного из этапов строительства в глуши Дальнего Востока. В заметке были приведены фамилии, интересные инженерные решения, описана специфика строительного экстрима. Та газета была примерно четвёртой-пятой по рангу после «Правды», «Известий», «Труда», «Комсомольской правды», и для всех перечисленных газет было нормой писать о трудовых достижениях, причем писать часто и в деталях.
Автор – доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета
*СМИ-иноагент
|