Андрей Сорокин на www.odnako.org 26 февраля 2012
Владимир Мединский www.medinskiy.ru, историк и публицист, депутат Госдумы, автор серии книг «Мифы о России» и «Война», дебютировал в жанре художественного литературного произведения – вышел его роман «Стена» [1] об обороне Смоленска во время первой русской Смуты. Поскольку крайне поверхностное знакомство с основами и глубинами литературоведения освобождает меня от глубокомысленных учёных рассуждений, с удовольствием предлагаю вам, тов. читатели, перейти непосредственно к вопросам сущностным.
Самое главное, на что хочу первым делом обратить внимание, – это вопиющая нормальность (к которой совсем недавно взывал мой коллега В.Мараховский). Нормальность как мотивации автора, так и выписанного им сюжета со всеми персонажами.
Вот посмотрите. Мединский – по сути, политик (не путать с клоуном демократического балагана). В своих прежних книгах и публичных выступлениях он неустанно на все лады склонял одну и ту же важнейшую, на его взгляд, проблему: проблему незаслуженного очернения и разорванности отечественной истории, нелепых баек о русском национальном характере и одновременной контрастной романтизации и поэтизации всего иноземного. В частности, публицист и политик Мединский не раз сокрушался, что, мол, замечательные сюжеты нашей истории и замечательные её герои крайне редко, неохотно и бессистемно отображаются в массовой культуре – что в кино, что в литературе.
И? Вот что после таких разоблачений делает нормальный интеллигент? Правильно: взгромождается на удобное возвышение и устраивает затяжной вой, что никто его не понимает и не спешит исполнять предначертания, а власть не ласкает и денег не даёт за то, что он такой тонкий, высокодуховный и креативный.
Что мы имеем в случае со «Стеной»? Мединский-писатель сел и написал книжку, в объективной нужности и востребованности которой убеждён Мединский-политик (убеждён, кстати, на пару с другим политиком – Путиным, о чём тот и говорит в «программной национальной» статье [2] ).
Это и есть то, что я называю нормальной мотивацией: считаешь, что ты прав, – сделай то, что в твоих силах. И вся недолга.
Теперь собственно о книжке. И здесь повторю слово «нормальность»: нормальность сюжета, нормальность героев, нормальность эмоций, которые требуются от читателя. На нас идёт враг, мы всем народом с ним сражаемся за родную землю, – это нормально. Воины на крепостной стене – бесспорные герои, их верные женщины – бесспорные героини, их враги – бесспорно несимпатичные персонажи, а предатели – вообще отбросы. Это тоже нормально. Читатель переживает за наших, которые бьются с чужими, – это совсем уж нормально.
В книге нетрудно найти идеологемы, прямолинейно перенесённые из «Мифов» – о русских национальных нравах и ценностях, да ещё в сравнении с нравами и ценностями европейскими; об очевидной вредоносности безалаберного и некритичного смешения одного и другого, а также о смертельной опасности подмены первых вторыми (обратите внимание на типажи смоленских «олигархов»).
Отдельное огромное спасибо – за уважительно выписанный и без всяких полутонов и оговорок положительный образ Лаврентия. Да, того самого – он у нас в истории один такой. С этим образом Мединский вообще стал первопроходцем. Наконец-то уже.
Конечно, даже при всей масштабности своей фигуры Лаврентий Берия не служил особистом-сокольничим при воеводе Шеине и не участвовал в обороне Смоленска в начале XVII века. Как не участвовали в ней гренадёры Кутузова, красноармейцы Будённого и Рокоссовского. И песню «…нерушимой стеной, обороной стальной разгромим, уничтожим врага» смоленские стрельцы не слыхали. И не шли на Русь в войске короля Сигизмунда III Вазы танки Гудериана и юнкерсы Геринга (а, к слову, единственный Фриц в романе – и вовсе положительный герой).
А это, не побоюсь этого слова, такой авторский художественный приём: вот так, без изысков, влобовую Мединский навязывает картину единого и непрерывного характера русской истории, её вечных ценностей и закономерностей. Он же политик, напоминаю, а осознание нашим обществом такой простой и очевидной истины – это есть насущная и безотлагательная политическая потребность.
Что, грубо и безыскусно? Хрен его знает – я ж не искусствовед, может, и так. Но после многих десятилетий, когда русскую историю изящно, креативно и искусно дробили, переламывая кости и разрывая живые ткани, – я очень рад, что кто-то взялся вот такими грубыми и очевидными стежками сшивать её обратно на смоленской «Стене».
Ссылки
[1] – | Новый приключенческий роман Владимира Мединского "Стена" - ОЛМА Медиа — я.ру
http://olmamedia2008.ya.ru/replies.xml?item_no=711
|
[2] – | Стенограмма
http://putin2012.ru/#article-2
|
|