xommep.livejournal.com 19.01.2016 15:20
После прошеднего недавно святочного вечера немного обсудили тему "зачем это нам надо?", и попробую её развернуть в относительно небольшой статье.
Людям, которые "занимаются народной культурой" (беру этот термин в кавычки, ибо он может означать что угодно, вплоть до диаметрально противоположных значений), как и всем остальным, зачастую некогда задаться вопросом "А зачем всё это?". Зачем мы сами тратим своё время и силы на то или другое мероприятие?.. Вопрос кажется детским, но попробуем немного его разобрать.
Самый честный и имхо правильный ответ на этот вопрос – зачем всё это? - состоит в том, что "это нам самим интересно". По сути вся народная культура от начала и до конца построена именно на этой мотивации – никто же не заставлял петь песни, танцевать и проводить разные обряды под дулами пищалей; это был посыл изнутри самого общества.
Другое дело, что современные особенности "культурной" жизни иногда приводят к перекосам, когда приходится участвовать в некоторых мероприятиях, потому что надо. Для любительских коллективов это несколько странный термин; ведь вы же не едете на рыбалку или не смотрите телевизор, "потому что надо" - и тут то же самое. Но бывают случаи, когда кто-то позвал, и надо "выступить" по политическим мотивам, или же надо выручить кого-то... К сожалению, бывают такие мероприятия, которые не нужны вообще никому – ни зрителям и ни участникам; такое бывает относительно редко, но тем не менее случается, и это сильно демотивирует.
С профессиональными работниками культуры всё понятно – они выполняют работу, план и всё такое прочее; их мотивация в общем случае вполне монетарна; "кто норму выполняет, тому талоны на усиленное питание". Фактически, под напором объективной реальности происходит перерождение культ-работников в ремесленников - клоунов и паяцев; что приводит к тотальной деградации искусства, и через это – общей культуры общества; обо что есть интересная статья[2] гр. teterevv. Разумеется, это касается не всех профи "от культур", обо что и хотелось бы высказаться.
Долго думал, как бы вплести в статью ещё одно замечание своего знакомого, вроде как и не относящееся к делу, - он обратил внимание на то, что слова "ценность" и "стоимость" неравнозначны, и "стоимость" сейчас перевешивает "ценность":

Здесь много интересных аспектов, но самый имхо важный в том, что эти слова, разумеется, не равноценны. В случае применения как атрибут чего-то другого ("объект *** имеет такую-то ценность") они почти равнозначны, но как самостоятельная единица речи ("*** - это ценность"), сами видите, эти слова применяются даже как разные части речи. В частности, "ценность объекта Х", как ни странно, может означать, что объект Х не имеет цены, тогда как стоимость всегда подразумевает вполне определённую цену.
Обо что то бишь я... Как регулярно говорю, культура для общества и для каждого советского человека обладает определённой ценностью; у нас есть определённые, не побоюсь этого слова, ценности, которые при этом не имеют стоимости. Во что можно оценить собственную историю, детские воспоминания, образ мысли и личные пристрастия? Тем не менее мы живём в мире, управляемом с точки зрения идеологии монетаризма[4] , где у всего есть стоимость, а ценности все сугубо монетарные, сиречь денежные. Поэтому, если не задумываться о сути вещей, рано или поздно современное искусство выродится именно в ремесло имени клоунов – потому что деньги приносят низменные стремления, и опускать людей на дно много проще, чем поднимать их на вершины просветления.
Понятное дело, что низовую культуру до конца не изничтожить – при любом накале голливудской и любой другой пропаганды найдутся люди, которым заниматься чем-то общественно полезным просто интересно. Имхо этих людей становится с наращиванием накала идиотии в телевизоре даже больше – люди с головой начинают догадываться, что их держат за скот, и в поисках более человечных форм находят другие пути самовыражения, нежели наблюдение за клоунами. Тем не менее, общая культура общества при этом будет только падать – на каждый десяток энтузиастов мы получаем десяток " левиафанов[5] " и прочей жвачки типа "Звёздных войн", отключающих у человека мозг и заменяющих смыслы эффектами "пиу-пиу".
Так вот к чему всё это я... У людей, которые сами к себе относятся не как к ремесленникам, которым надо отрабатывать пайку, есть ещё одна мотивация – не только деньги, не только "мне самому прикольно" - но также и собственно распространение культуры, донесение до людей собственных ценностей. Это объединяет и махровых профи, и совершенно наивных любителей – пусть и на разных уровнях, но они несут в мир разумное-доброе-вечное, занимаются образованием и просвещением.
И это, имхо, вполне себе ответ на вопрос "А зачем вам это надо?".
youtu.be/5vD8OeuDK10
Приложу украинскую версию святочной щедровки[6] , раз уж заканчиваются Святки. Вообще-то есть, конечно, и русский вариант, и даже " общечеловеческий[7] ". Ну, тут уж кто про что, как говоритцо.
Ссылки
[2] – | О падении нравов - teterevv
January 18th, 10:00
teterevv.livejournal.com/779164.html
В этом выражении - падение нравов - есть ложь. В нем совсем не говорится о том, упали ли эти нравы сами или их кто-то уронил. Что такое нравы? Это обычаи, имеющие нравственное значение для какой-то социальной группы или общества в целом. Может ли сама группа уронить эти нравы? Ведь они выступают нравственным стержнем, позволяющим этой группе быть. Тут или группа сначала перестает быть, и как следствие - это самое падение. Или их роняют, чтобы развалить и уничтожить саму группу.
Несколько лет назад я пошутил о том, что скоро эротоманы, выбирая куда пойти вечером на стриптиз, будут изучать программки столичных театров. Тогда же я описал свой опыт попытки организовать в Москве культурную жизнь
В минувшие выходные были в Большом на «Риголетто». Билеты купила жена в качестве сюрприза. Мы давно не были на опере и очень давно в Большом. Видимо, нас это и подвело.
Сам я вряд ли бы решился пойти на это произведение. Во-первых, мне не нравится сюжет этой трагедии. В ней за зло наказывается добродетель. Не мой сюжет, хотя музыка Верди сама по себе уже повод пойти.
Во-вторых, мне не нравится сюжет именно тем, что он дает богатую пищу для современных тенденций опошления и опрощения. Если уж они так разделались в «Волшебной флейтой» и «Золотым петушком», то в истории о сладострастном герцоге и его слуге, который вынуждено приносит в жертву похоти господина свою дочь…Сами понимаете, что из этого современные серебряковы могут наваять.
В антракте пили кофе рядом с парой примерно нашего возраста. Жена спрашивала мужа с негодованием - куда ты меня привел? Это же бордель. И действительно, в первом же действии мы получили по полной. Когда я увидел на сцене полуобнаженных девиц, признаюсь, даже расслабился. Я подумал - ну вот, режиссер видимо решил отработать обязательную программу по опошлению сразу, чтобы потом спокойно уже погрузить нас с пространство трагедии. И мы все же в Большом, поэтому девицы полуголые.
Я ошибся. Очень скоро они разделись полностью и устроили на сцене Государственного Академического Большого Театра просто бордель. Некоторые зрители в восторге захлопали в ладоши, но большая часть ахнула от …не знаю чего удивления или возмущения. Я же грустно опустил голову и пережидал, когда это закончится.
Я вспомнил, как впервые столкнулся с этим на стенах московских солидных театров. Это была «Травиата» в Станиславского. Мы сидели рядом с женщиной, которая заядлая театралка и старожил зала именно этого музыкального театра. Я ее запомнил по прошлому нашему посещению, когда мы привели детей на балет. Она тогда с подругой сидели перед нами и что-то там вспоминали из прошлых постановок. Когда на сцене начался стриптиз, она сперва с недоумением посмотрела по сторонам, как бы проверяя, не чудится ли ей это? В родном ли для нее это театре? А потом опустила голову и закрыла лицо программкой. Потом бы «Кармен» в Большом, теперь «Риголетто»…
Правда, есть и одно приобретение в том, что я перестал смотреть на сцену. Мы до этого всегда старались попасть в партер, чтобы лучше слышать голоса. Цены на партер в Большом сами знаете какие. А тут жена, делая сюрприз, не решилась пойти на такие расходы и купила самые высокие места, первый уровень чего-то там под потолком. И оказалась, что там слышимость самая лучшая из того, где мне приходилось слушать оперу на этой сцене.
Кстати о ценах на билеты. На этом представлении партер стоил десять тысяч. Для сравнения - партер Мариинки около трех, а Венской оперы - двести евро. Так что за стоимость партера в Большом можно спокойно прокатиться на «Сапсане» в Ленинград, переночевать в гостинице и сходить на что-то более достойное, чем стриптиз - шоу.
В следующей сцене началась настоящая трагедия. Голоса изумительные. Правда, когда дочь шута, Джигильда зачем-то начала раздеваться, я напрягся. Как опять? Но обошлось. Дальше ночной сорочки дело не дошло, хотя и это выглядело нелепо. Еще более нелепым было то, что она в этой сорочке потом отыграла все остальные сцены. Но все же сорочка, это не неглиже.
Мы стали оправляться от удара ниже пояса в первом действии. Сюжет развивался. Верди вел нас своей музыкой по его ходу. Лиризм уступал место драматизму. И тут снова удар. Герцог вдруг ни с того ни сего раздевается до трусов, ему накидывают халат. Тогда он… демонстративно снимает и трусы, размахивая ими как неким флагом. Вот тут я уже понял, что это так и задумано - не дать зрителю сильно отрываться от «низа». После этого я, признаюсь, уже просто досматривал и дослушивал. Голоса хорошие, музыка Верди, слышимость прекрасная.
Выйдя из театра, я сказал жене, что в следующий раз пойду только на «Сказки Гофмана», хотя и туда уверен что-нибудь из низа да вставят. На следующий день жена заявила, что в Мариинке аккурат на мой день рождения будет «Садко». А что, может поехать? Хочется ведь настоящего искусства, а не скотства.
|
|